Дисциплинарная ответственность учителя

Сегодня поможем разобраться в теме: "Дисциплинарная ответственность учителя". Предлагаем полное описание тематики, взятое из источников, заслуживающих доверия, с комментариями специалистов. Если все же остаются вопросы, то их можно задать дежурному консультанту.

8.3. Правовая ответственность педагогических работников

Юридическая ответственность педагогических работников является одним из основных и важнейших элементов системы юридических гарантий осуществления ими своих обязанностей и, тем самым, элементом их правового статуса. В самом деле, знание педагогами как своих обязанностей, так и той ответственности, которую они могут понести за невыполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных, служебных (функциональных) обязанностей и, соответственно, правильная, адекватная реакция, есть важнейшая гарантия того, что педагогический работник сможет и дальше осуществлять свою профессиональную педагогическую деятельность, профессионально расти и рассчитывать на эффективное гарантирование своих гражданских и профессиональных прав и законных интересов.

Как ранее уже отмечалось, правовая ответственность применительно к субъектам образовательных правоотношений может быть условно подразделена на образовательно-правовую ответственность (предусмотренную образовательным законодательством) и ответственность «обычную», т.е. предусмотренную нормами традиционны отраслей права, прежде всего, трудовым, гражданским и административным. Эта относительность и отражает, следует сказать, специфику образовательных отношений, проявляющуюся в том, что нормы, прежде всего, трудового и гражданского права, регулирующие эти отношения, приобретают «образовательно-правовой оттенок», т.е., как отмечалось в главе 2, представляют собой «особенную» часть нормы образовательного права.

Так, образовательно-дисциплинарная ответственность педагогических работников в общем плане предусмотрена Законом РФ «Об образовании», причем эта ответственность во многом близка с ответственностью по трудовом праву. Это с одной стороны. С другой стороны, сама эта ответственность не содержит законодательный перечень оснований и мер ответственности, формулировка их носит, как правило, опосредованный характер. К примеру, в п.1 ст.13 закона законодатель обязывает образовательное учреждение указывать в своем Уставе права и обязанности участников образовательного процесса. Путем расширительного толкования становится понятным, что в этой норме опосредовано речь идет и об ответственности педагогических работников, которую должен содержать Устав. Во-первых, педагогические работники являются одним из важнейших участников образовательного процесса, а, во-вторых, разновидностью их юридических обязанностей является их правовая ответственность.

Несколько более подробно, но, опять-таки опосредовано, закон говорит об ответственности педагогических работников посредством перечисления оснований ответственности самого образовательного учреждения (п.3 ст. 32), о чем речь уже шла в предыдущей главе. Отметим лишь, что большинство из этих оснований имеет прямую связь с профессиональной деятельностью педагогических работников (подпункты 2), 3), 4) п.3 ст. 32).

«Образовательно-трудовая» ответственность педагогических работников предусматривается п.4 ст. 56 Закона РФ «Об образовании». К числу оснований для увольнения педагогического работника по инициативе администрации образовательного учреждения (причем, без согласия профсоюза педагогических работников) законодатель относит: 1) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения; 2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника; 3) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в отличие от предыдущего, практически вообще не говорится об ответственности педагогических работников высшей школы. Он ограничивается лишь указанием на то, что «предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения».

Очевидно, что законодатель пошел по пути, во-первых, использования возможностей отраслевого законодательства (трудового, гражданского, административного и, в особых случаях, уголовного) и, во-вторых, предоставления прав по более детальному регламентированию оснований и мер ответственности подзаконных актам. Однако, как показывает анализ типовых положений (об общеобразовательном учреждении и высшем учебном заведении), органы исполнительной власти также не стали подробно формулировать основания и меры юридической ответственности педагогических работников, ограничившись самыми общим предписаниями и также, как и законодатель, отправляя к отраслевому законодательству. Тем самым эта проблема ответственности педагогических работни ков «легла на плечи» самих образовательных учреждений в лице их локальных нормативно-правовых актов – Устава, правил внутреннего распорядка (ПВР) и т.д.

Так, в упоминавшемся Уставе Пермского государственного педагогического университета в п. 54 прямо записано, что за нарушение Устава Университета, трудовой дисциплины, Правил внутреннего распорядка и Правил проживания в общежитии, на работников Университета могут быть наложены дисциплинарные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации: замечание, выговор, увольнение с работы». Раздел 6 ПВР того же Университета содержит весьма подробную характеристику как мер дисциплинарной ответственности работников Университета, так и порядка его применения. Некоторые вузы расширяют перечень мер дисциплинарной ответственности к своим работникам: в Правила внутреннего распорядка Уральской академии государственной службы помимо замечания, выговора и увольнения предусмотрен и строгий выговор (п.31 ПВР).

Если попытаться обобщить основания юридической (образовательно-дисциплинарной и трудовой) ответственности к педагогическим работникам общеобразовательного учреждения (учителям школы) и высшей школы (профессорско-преподавательскому составу вуза), то они сводятся к следующему.

Учителя школынесут дисциплинарную ответственность за:

— повторное в течение года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;

— применение (даже однократное) методов воспитания и обучения, связанных с физическим и (или) психическим на­силием над личностью обучающегося;

— появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

— невнимательность, допущенную к жизни и здоровью детей во время проведения уроков (занятий), внеклассных и внешкольных мероприятий;

— некорректное поведение по отношению к родителям обучающихся, коллегам;

— недостойное поведение на работе, в быту и общественных местах;

— несоблюдение требований техники безопасности и ох­раны труда, производственной санитарии, гигиены, проти­вопожарной и экологической безопасности.

Профессорско-преподавательский состав вузанесет ответственность фактически за те же проступки, но «адаптированные» к условиям педагогической деятельности в высшей школе. Скажем, в соответствии с п.84 Устава Уральского государственного университета им А.М. Горького, научно-исследовательская работа является обязанностью всего штатного профессорско-преподавательского состава, поскольку научные исследования являются неотъемлемой частью подготовки специалистов. Тем самым, неисполнение либо некачественное выполнение этой обязанности, установленной в определенной порядке (при проведении аттестации, анализ количества и качества публикаций и др.) может рассматриваться как основание для, например, объявления выговора преподавателю. То же самое можно сказать, например, и по отношению к систематическому отказу преподавателя от повышения своей квалификации на факультетах (институтах) повышения квалификации и т.д.

Помимо рассмотренных видов правовой ответственности педагогические работники могут (должны) нестигражданско-правовуюиматериальную ответственность.Заметим, что такая ответственность предусмотрена как образовательным законодательством, так и собственно гражданским и трудовым.

Аналогичная ответственность педагогического работника предусматривается ч.1 ст. 1068 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой «юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей».Важно подчеркнуть, что частью 2 той же статьи работниками в данном случае признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ. Педагогические работники, как можно видеть, полностью подпадают под действие данной нормы гражданского законодательства. Что касается вреда (в ГК РФ не говорится, о каком именно вреде – имущественном или неимущественном – идет конкретно речь), то он может быть нанесен педагогическим работни корм как самому образовательному учреждению, так обучающимся и иным работникам образовательного учреждения. Что касается собственно содержания, размера и значимости вреда, то это определяется исходя из совершенного противоправного деяния работника в установленном законодательством порядке.

Читайте так же:  История коллекторских агентств

Что касается нарушений педагогическим работником трудового законодательства, то к нему применяются меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные ст. 192 Трудового кодекса РФ, к которым относятся замечание, выговор, увольнение. Как уже было показано выше, в образовательном законодательстве предусматриваются (по сути дела, дублируются) все эти меры, что и дало основание обозначить как меры образовательно-трудовой ответственности.

Наконец, педагогический работник как45 и всякий другой, может и обязан нести в установленном порядке материальную ответственность, предусмотренную ст.ст. 232, 233, 238,241 -244, 246-248 Трудового кодекса. Непосредственными мерами такой ответственности возмещение прямого действительного ущерба, причиненного наличному имуществу работодателя (образовательного учреждения (уменьшение этого имущества или ухудшение его состояния). При этом размер материальной ответственности работника не может превышать, как правило, его месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом или иными федеральными законами (ст.241 ТК РФ). Кроме того, и это едва ли не самое главное: педагогический работник может принужден к возмещению ущерба в полном размере (т.е. даже в случае превышения данного ущерба размера месячного заработка работника) в ряде случаев. К этим случаям закон относит (ст. 243 ТК РФ):

— когда в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

— недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

— умышленного причинения ущерба;

— причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

— причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

— причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

— разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

— причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Правовая ответственность иных категорий педагогических работников, не рассмотренных в данном параграфе, то она нечем в принципе не отличается от ответственности учителей школы и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.

В порядке заключения следует заметить, что вопросы правовой ответственности педагогических работников как важного элемента их правового статуса в российском образовательном законодательстве пока еще не нашла своего должного отражения. В этом отношении вновь уместно обратить внимание на Проект Общей части Кодекса РФ об образовании, в котором впервые его разработчики уделили самое пристальное внимание теме юридической ответственности различных категорий участников образовательных правоотношений, в том числе и педагогических работников. Этому уделено16 статей главы 19 Проекта, что, думается, совершенно правильно. В частности, помимо «традиционных» мер дисциплинарной ответственности, предусмотренных ст. 192 Трудового кодекса РФ, статье 193 Проекта предлагает установить еще одну меру ответственности: временное отстранение педагогического работника, совершившего проступок, от ведения занятий на срок до окончания четверти (в школе) или семестра (в вузе).

Такова общая характеристика правовой ответственности педагогических работников, внимание к которой в контексте совершенствования образовательного законодательства и повышения роли и значимости дисциплины во всех сферах общества, в том числе и, может быть, особенно, в сфере образования, несомненно, будет возрастать.

Вопросы для самопроверки, размышлений, практические задания

Каковы причины и необходимость различения групп работников образования? Приведите аргументы, помимо тех, о которых сказано в главе, в пользу того, что педагогические работники действительно представляют собой центральную категорию работников образования.

Чем отличаются правовые статусы различных категорий работников образования? Каковы последствия таких различий?

3. В чем существенные различия между понятиями «субъективное право» и «законный интерес» применительно к педагогическому работнику. Попытайтесь графически «сконструировать» правовой статус: а) учителя начальной школы; б) педагога старших классов общеобразовательного учреждения; в) преподавателя высшей школы. Выделите и прокомментируйте основные различия этих статусов.

4. Проанализируйте основные локальные нормативно-правовые акты своего вуза (Устав, Правила внутреннего распорядка и др.) на предмет выявления в них основных прав и обязанности педагогических работников Вашего вуза. Попытайтесь их систематизировать с точки зрения принадлежности их к различным группам: образовательным (педагогическим), личным (гражданским), политическим, экономическим, в т.ч. трудовым, социальным, культурным, информационным.

5. Попытайтесь составить собственную классификацию правонарушений педагогических работников различных категорий. Могли бы вы предложить законодателю какие-либо новые меры юридической ответственности педагогического работника и те основания, по которым она может быть возложена?

Контактная информация
© 2020 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Источник: http://www.lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/yagofarov2005/83.php

Об утверждении Порядка привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности

ПОРЯДОК привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности

  1. Порядок привлечения учащихся общеобразовательных организаций к дисциплинарной ответственности (далее – Порядок) устанавливает общие требования и определяет процедуру привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности в общеобразовательных организациях.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_prikaza_minobrnauki.doc 90.41 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении Порядка привлечения учащихся к дисциплинарной

В соответствии со статьей

Федерального закона от

«Об образовании в Российской Федерации» п р и к а з ы в а ю:

Утвердить прилагаемый Порядок привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности.

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации
от « » 201___ г. №

ПОРЯДОК привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности

  1. Порядок привлечения учащихся общеобразовательных организаций к дисциплинарной ответственности (далее – Порядок) устанавливает общие требования и определяет процедуру привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности в общеобразовательных организациях.
  1. Порядок обязателен для применения всеми организациями, осуществляющими образовательную деятельность в сфере общего образования, и распространяется на всех учащихся в данных организациях, независимо от форм обучения.

Привлечение к дисциплинарной ответственности учащихся иностранных
граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом,
осуществляется в соответствии с настоящим Порядком Дисциплинарная
ответственность не применяется к учащимся, осваивающим основные

образовательные программы начального общего образования, а также к учащимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

3. К учащемуся совершившему дисциплинарный проступок, могут быть
применены следующие дисциплинарные взыскания:

-отчисление из организации, осуществляющей общеобразовательную

  1. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка и не позднее шести месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни учащегося, пребывании его на каникулах. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
  1. Служебная записка в течение трех рабочих дней с момента обнаружения проступка направляется сотрудником образовательной организации в Комиссию.
  1. Факт дисциплинарного проступка фиксируется в решении комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее –
Читайте так же:  Бухгалтерские проводки удержаний из заработной платы

Комиссия) как по отдельности так и в совокупности. Обязательным является указание времени, места, сути и обстоятельств дисциплинарного проступка. Днем обнаружения проступка считается день, когда о проступке стало известно Комиссии.

15. Грубым дисциплинарным проступком считается:
-неоднократные дисциплинарные проступки;

-появление на территории образовательной организации в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

-совершение на территории образовательной организации действия попадающего под уголовную или административную ответственность;

-аморальный проступок, совершенный учащимся, по месту учебы, связанный с исполнением им своих обязанностей;

-оказание негативного влияния учащимся на других участников

образовательного процесса, при нарушении прав, свобод и законных интересов других учащихся и сотрудников образовательной организации;

-неосвоение в установленные сроки образовательной программы,

невыполнение учебного плана;

-установление Комиссией нарушения учащимся дисциплинарных требований, повлекших за собой тяжкие последствия.

26. Не допускается отчисление учащихся как меры дисциплинарного
взыскания по инициативе организации, осуществляющей образовательную
деятельность, во время их болезни, каникул, отпуска по беременности и родам или
отпуска по уходу за ребенком.

  1. Отчисление из любой образовательной организации обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется с согласия органов опеки и попечительства.
  1. К воспитанникам специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут применяться меры взыскания, установленные Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  1. Образовательная организация в трехдневный срок должна проинформировать органы местного самоуправления по месту регистрации и/или жительства отчисленного, если адрес регистрации не соответствует адресу его преимущественного или постоянного места проживания.
  1. Учащегося ознакамливают с приказом о дисциплинарном взыскании под личную подпись.

Источник: http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2013/01/15/ob-utverzhdenii-poryadka-privlecheniya

Дисциплинарная ответственность педагогических работников

Дисциплинарная ответственность педагогических работников

Наконец, педагогический работник как45 и всякий другой, может и обязан нести в установленном порядке материальную ответственность, предусмотренную ст.ст. 232, 233, 238,241 -244, 246-248 Трудового кодекса. Непосредственными мерами такой ответственности возмещение прямого действительного ущерба, причиненного наличному имуществу работодателя (образовательного учреждения (уменьшение этого имущества или ухудшение его состояния). При этом размер материальной ответственности работника не может превышать, как правило, его месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом или иными федеральными законами (ст.241 ТК РФ). Кроме того, и это едва ли не самое главное: педагогический работник может принужден к возмещению ущерба в полном размере (т.е. даже в случае превышения данного ущерба размера месячного заработка работника) в ряде случаев. К этим случаям закон относит (ст. 243 ТК РФ):

Специфические основания привлечения к дисциплинарной ответственности педагогических работников

В уставе может быть прямо предусмотрен перечень грубых нарушений устава. Если перечень отсутствует, грубым нарушением устава могут быть признаны систематическое неисполнение (или ненадлежащее исполнение) педагогическим работником обязанностей, предусмотренных уставом, а также нарушение положений устава, запрещающих педагогическому работнику совершение определенных действий. Однако в случае обращения работника в суд с иском о восстановлении на работе работодателю потребуется обосновать свою субъективную оценку двух нарушений устава в качестве грубых. Поэтому перечень грубых нарушений желательно предусмотреть в уставе.

Дисциплинарные взыскания для педагогических работников

Видео (кликните для воспроизведения).

Уставы федеральных государственных образовательных учреждений утверждаются непосредственно Правительством РФ . Например: Устав федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», утв. Постановлением Правительства РФ от 28.03.2008 N 223. Устав образовательного учреждения, как правило, называет обязанность педагогического соблюдать нормы различных локальных нормативных актов образовательного учреждения, например правил внутреннего распорядка.

Специфические основания привлечения к дисциплинарной ответственности педагогических работников

Увольнение по данному основанию возможно за совершение педагогическим работником указанных виновных действий не на работе. Важно установить вину педагога: если он защищался от нападения малолетних хулиганов и применил физическую силу, это не может стать основанием его увольнения.

Статья на тему: Особенности дисциплинарной ответственности педагогических работников

Рассмотрим пример из судебной практики. Родители учеников 7-го класса одной из школ Москвы обратились к директору школы с письменной жалобой на поведение учительницы З., накричавшей во время проведения лабораторной работы 19.11.2010 на учеников С., Б., Ю. и А., которые неаккуратно, по ее мнению, обращались с оборудованием, и позволившей себе оскорбительные высказывания в их адрес. Корректное поведение по отношению к обучающимся входит в круг обязанностей педагогического работника, перечисленных в уставе школы, поэтому директор школы после проведения соответствующего дисциплинарного расследования пришел к выводу о грубом нарушении З. устава школы и объявил ей выговор. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания был издан 24.11.2010.

Ответственность педагогических работников

Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) устава образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы обязательно должна вручаться педагогическому работнику.

Дисциплинарная ответственность работников в вопросах и ответах

Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение 7 рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в 7-дневный срок, работодателем не учитывается.

Дисциплинарная ответственность педагогических работников

Профессорско-преподавательский состав вуза несет ответственность фактически за те же проступки, но «адаптированные» к условиям педагогической деятельности в высшей школе. Скажем, в соответствии с п.84 Устава Уральского государственного университета им А.М. Горького, научно-исследовательская работа является обязанностью всего штатного профессорско-преподавательского состава, поскольку научные исследования являются неотъемлемой частью подготовки специалистов. Тем самым, неисполнение либо некачественное выполнение этой обязанности, установленной в определенной порядке (при проведении аттестации, анализ количества и качества публикаций и др.) может рассматриваться как основание для, например, объявления выговора преподавателю. То же самое можно сказать, например, и по отношению к систематическому отказу преподавателя от повышения своей квалификации на факультетах (институтах) повышения квалификации и т.д.

Дисциплинарное взыскание педагогическому работнику

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него должностных обязанностей, работодатель вправе применить к работнику одно из дисциплинарных взысканий, установленных законодательством. Какие виды дисциплинарных взысканий вправе применить работодатель?

О дисциплинарной ответственности педагогических работников, допустивших применение методов физического и (или) психического насилия над обучающимися

Согласно пп. 2, 3 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательного учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников.

Читайте так же:  Процедурные вопросы взыскания алиментов

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Должностные обязанности педагогических работников от­ражены в тарифно-квалификационных характеристиках (тре­бованиях) к работникам учреждений образования, а также под­робно регламентируются уставом образовательного учреждения и правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

Некоторые аспекты дисциплинарной ответственности педагогических работников, занимающих должности профессорско-преподавательского состава (Васильева Ю

Судебная практика демонстрирует значительное число дел по искам преподавателей, оспаривающих правомерность применения к ним мер дисциплинарного воздействия в результате изменения аудитории для проведения занятий или консультаций. Например, несколько таких дел было в практике Железнодорожного районного суда г. Хабаровска за 2014 — 2020 годы. В одном из случаев непосредственно перед занятием преподаватель перенес открытую лекцию в другую аудиторию в связи с погодными и техническими причинами (яркое солнце, отсутствие возможности затенения, неразличимое изображение на экране). Об изменении удалось уведомить двоих экспертов из трех, в связи с чем работодатель констатировал срыв открытой лекции по вине преподавателя и наложил дисциплинарное наказание в виде выговора . В другом случае преподаватель перенес индивидуальную консультацию по выпускной квалификационной работе в более удобную, по его мнению, аудиторию, в связи с чем в аудитории, указанной в графике консультаций, в положенное время отсутствовал. Работодатель наложил дисциплинарное взыскание в виде замечания. В обоих случаях суд счел действия работодателя обоснованными .

Дисциплинарная ответственность педагогических работников

Тщательное изучение последствий, причин и условий совершения работником дисциплинарного проступка необходимо для того, чтобы выбрать оптимальное наказание, поскольку по закону за каждое нарушение трудовой дисциплины может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (ч. 5 ст. 193 ТК РФ).

Дисциплинарная ответственность в трудовом праве

Для того, чтобы работодатель и работник чётко понимали, кто и за что несёт ответственность, трудовые обязанности всех работников должны быть подробно описаны. Все принимающиеся на работу лица должны быть с ними ознакомлены. Трудовые обязанности фиксируются в трудовом договоре. Более подробно они могут быть отражены в индивидуальной должностной инструкции.

Права и обязанности педагогов

Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника образовательного учреждения, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся, воспитанников.

Источник: http://zakonandpravo.ru/nasledstvo/distsiplinarnaya-otvetstvennost-pedagogicheskih-rabotnikov

Дисциплинарная ответственность педагогических работников

юридические науки

  • Москалева Анастасия Александровна , бакалавр, другая должность
  • Омский государственный педагогический университет
  • ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗЫСКАНИЕ
  • УВОЛЬНЕНИЕ
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК
  • ПРОСТУПОК
  • ВЫГОВОР
  • ЗАМЕЧАНИЕ

Похожие материалы

Дисциплина труда – это обязательное подчинение всех работников нормам поведения, установленными нормативно-правовыми актами трудового законодательства. Работодатель поощряет работников, которые добросовестно выполняют свои обязанности. [5]Существуют разные виды поощрений: объявление благодарности, премирование, награждение ценным подарком, почетной грамотой и т.д. Применение таких мер, безусловно стимулирует работников на достижение еще больших результатов в труде. Однако существует и обратная сторона, когда работник не надлежаще исполняет свои должностные обязанности, что является нарушением дисциплины труда и влечет возложение дисциплинарной ответственности [3]. Дисциплинарная ответственность в РФ устанавливается за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником трудовых обязанностей, предусмотренных ст. 21 ТК РФ, среди которых:

  1. Добросовестное исполнение должностных обязанностей, предусмотренных трудовым договором;
  2. Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка;
  3. Выполнение установленных норм труда;
  4. Соблюдение требований по охране труда и технике безопасности;
  5. Бережное отношение к имуществу работодателя [1].

Должностные обязанности закрепляются в трудовом договоре, а также локальными актами, например должностной инструкцией. Среди мер ответственности за дисциплинарные проступки предусматриваются следующие виды наказаний:

  1. Замечание – является самой лояльной мерой наказания, обычно осуществляется в письменной форме;
  2. Выговор – довольно строгая мера наказания, т.к. может послужить основанием для увольнения сотрудника;
  3. Увольнение по соответствующим основаниям — самая строгая мера дисциплинарного взыскания.

Правовая ответственность педагогических работников является важнейшим элементом их правового статуса, а также гарантией добросовестного исполнения должностных обязанностей.[8] Так, частью 4, ст.48 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» (далее ФЗ) установлено, что педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей [2]. При этом, законодатель в самом ФЗ не устанавливает санкции, а отсылает нас к другому законодательству. В трудовом законодательстве педагогические кадры выделены в особую категорию работников. По-моему мнению, это сделано, в первую очередь, ввиду того, что педагог играет первостепенную роль в развитие человеческой личности, в частности и общества, в целом. Так, к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию, имеющие опасные заболевания и т.д.[6] Имеются особенности и в расторжении трудового договора с педагогическими работниками: помимо общих для всех категорий работников оснований, прекращению трудового договора с педагогическим работником будут способствовать следующие условия:

  1. Повторное в течение одного года, грубое нарушение Устава образовательной организации;
  2. Применение (в том числе одноразовое), методов воспитания, связанных с физическим либо моральным насилием над личностью обучающегося;
  3. Достижение предельного возраста для занимаемой должности.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, а также обстоятельства, при которых он был совершен [1]. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, которые не предусмотрены законодательством, например штраф за опоздание работника. Дисциплинарное взыскание, в случае несогласия работника, может быть обжаловано в трудовую инспекцию или в суд.

Подводя итог, стоит отметить, что особый статус педагогических работников как субъектов трудовых правоотношений накладывает свой отпечаток на расширение условий, при которых возможно увольнение педагогического работника, как применение меры дисциплинарного взыскания.

Список литературы

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
  3. Кирилловых А.А Регулирование труда в высшем учебном заведении: Практическое пособие / А.А.Кирилловых – М. : Юстицинформ, 2009 – 103с.
  4. Муравченко В.Б. Некоторые аспекты правового регулирования муниципальной службы в федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации // Современное право. – 2007. – № 12.
  5. Муравченко В.Б. Предмет правового регулирования муниципальной службы // Современное право. – 2008. – № 11.
  6. Муравченко В.Б. Классификация должностей муниципальной службы // Вопросы правоведения. – 2011. – № 2.
  7. Муравченко В.Б. Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации // Вопросы правоведения. – 2010. – № 3.
  8. Москалева А.А. Юридическая ответственность как элемент правового статуса педагогического работника // Государство и право в условиях современного гражданского общества. – 2016. – С. 59-61.
Читайте так же:  Увольнение при коллективной материальной ответственности

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник: http://novainfo.ru/article/11432

Дисциплинарная ответственность учителя

За несоблюдение рассмотренных в предыдущем материале «Обязанности педагогических работников в РФ» обязанностей действующее в настоящее время законодательство предусматривает для педагогических работников ответственность, причем виды ответственности могут быть различными.

В частности, может наступать юридическая ответственность, которая требует некоторого пояснения.

В соответствии с ч. 4 статьи 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ:

педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами;

неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками их обязанностей также учитывается при прохождении ими аттестации.

Таким образом, законодательство об образовании непосредственно не предусматривает юридической ответственности педагогических работников, а содержит отсылочную норму к другому законодательству.

В частности, к работникам образовательных учреждений (педагогическим работникам) применимы меры ответственности, предусмотренные:

  • Трудовом кодексом РФ,
  • Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и
  • Уголовным кодексом РФ.

Перед своим работодателем работники образовательных учреждений (педагогические работники) несут следующие виды ответственности:

дисциплинарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (должностных обязанностей);

замечание, выговор, увольнение по соответствующей статье Трудового кодекса;

материальную ответственность за причинение по вине педагогического работника ущерба имуществу работодателя или третьих лиц, за имущество которых отвечает работодатель.

При этом следует иметь в виду что лишение премии, иной стимулирующей выплаты педагогическим работникам не относится ни к мерам дисциплинарного взыскания, ни к материальной ответственности и в качестве меры ответственности за нарушения применяться не может

Работники образовательных учреждений (педагогические работники) несут также административную ответственность:

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) содержит две статьи об административной ответственности в сфере образования:

статью 5.57 «Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций и

статью 19.30 «Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса».

Большинство видов нарушений, предусмотренных данными статьями, могут быть совершены административными работниками образовательных учреждений (должностными лицами), однако за отдельные нарушения могут понести наказание и педагогические работники. Например, за нарушения в процессе проведения государственной итоговой аттестации частью 4 статьи 19.30 КоАП РФ предусмотрена ответственность педагогических работников.

Вопрос о том, в каких ситуациях педагогический работник может быть признан должностным лицом, требует отдельного рассмотрения применительно к каждой конкретной ситуации, и исходя из определения должностного лица, которое дано в статье 2.4 «Административная ответственность должностных лиц» КоАП РФ.

Представляется, что в ряде случаев педагогический работник может быть наделен полномочиями, которые бы позволяли отнести его к должностным лицам образовательного учреждения.

Например, если от реализации этих полномочий зависит правовое положение обучающихся:

педагогический работник принимает решения в отношении приема лиц на обучение и др.,

соответственно, педагогический работник может быть признан должностным лицом и стать субъектом административной ответственности.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда педагогический работник является членом государственной экзаменационной комиссии или ее уполномоченным представителем:

участники ЕГЭ в данном примере не находятся в служебной зависимости от организаторов ЕГЭ, поскольку между ними нет трудовых отношений;

вместе с тем, последние уполномочены удалить лиц, нарушающих запреты, то есть осуществить функцию представителя власти.


Источник: http://moiprava.info/obrazovanie/prava-pedagogicheskikh-rabotnikov/681-otvetstvennost-pedagogicheskikh-rabotnikov-v-rf

Привлечение к дисциплинарной ответственности учителя

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Привлечение к дисциплинарной ответственности учителя». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Настоящая должностная инструкция составлена в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 28.08.2010 №761н. на основании трудового договора с учителем, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения между работодателем и работником образовательного учреждения. 1.2.

Обычно в организациях правила поведения закреплены в локальном нормативном акте — правилах внутреннего трудового распорядка. Они, в соответствии со ст. 190 ТК РФ, должны быть разработаны и утверждены руководителем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ. В любом случае, поднимать вопрос оскорблений стоит поскольку даже педагог не будет наказан, возможно, что на его поведение все же повлияет факт наличия жалоб, либо беседа с директором с глазу на глаз. Цитаты из закона: Достоинство личности охраняется государством.

Вопрос

Чтобы между начальником и сотрудником не возникло недоразумений, по поводу круга обязанностей, они должны быть зафиксированы в письменном виде. Работника необходимо ознакомить с должностной инструкцией (описание должностных обязанностей) и выдать под подпись в специальном журнале и оставить второй экземпляр инструкции с подписью в отделе кадров. В таком же порядке поступают и с нормативными актами и приказами по предприятию, которые непосредственно касаются трудовой дисциплины.

Согласно ст. 192 Трудового кодекса (далее — ТК РФ) за совершение дисциплинарного проступка (неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей) работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Таким образом, наложить какое либо дисциплинарное взыскание на работника можно, в том случае, если он нарушил какую-либо обязанность определённую трудовым договором. Также, соответствующая обязанность может быть изложена в ином локальном акте (например, должностной инструкции, либо правилах внутреннего трудового распорядка), при условии, что на данный акт ссылается трудовой договор работника. Например, если трудовым договором преподавателя определено, что ему запрещено при поддержании дисциплины среди учащихся применять к ним меры психического или физического давления, то в Вашей ситуации, применить к преподавателю дисциплинарное взыскание вполне допустимо. В ином случае, наказание работника в дисциплинарном порядке является неправомерным.

Случаи привлечения учителя к административной ответственности

Здесь в 2006 году учитель вновь оказался в центре повышенного внимания — родители обвинили его в домогательствах к ученицам школы. Они утверждали, что отнюдь не учительский интерес проявлял к несовершеннолетним девочкам физрук на своих занятиях — он усаживал их на колени, целовал и трогал за разные части тела. Правоохранительные органы провели проверку, факты приставаний подтвердились, но в действиях учителя не обнаружили состава преступления и уголовное дело возбуждено не было. Специфика его трудовой деятельности накладывает свой отпечаток и на тех проступках, за которые он может понести дисциплинарную ответственность.

Читайте так же:  Дисциплинарные взыскания сотрудникам фсин

Если в должностные обязанности преподавателя входит соблюдение определенного уровня посещаемости, то привлечение к административной ответственности правомерно. Эти обязанности могут быть предусмотрены в трудовом договоре, в должностной инструкции, в ином локальном акте, с которым преподаватель ознакомлен под роспись.
Если же в обязанности преподавателя не входит поддержание определенного уровня посещаемости, то привлечение к дисциплинарной ответственности правомерно. Это и может служить основным доводом.

Дисциплинарная ответственность педагогических работников

Должностные обязанности прописываются в трудовом договоре и должностной инструкции. Наказать сотрудника можно только за неисполнение прямых трудовых обязанностей и несоблюдение трудовой дисциплины. Например, медицинский работник образовательного учреждения не обязан заниматься отправкой писем, если это не закреплено в трудовом договоре или должностной инструкции.
Кроме того, дисциплинарное взыскание может быть оспорено и в случае, если не соблюдена процедура наложения взыскания.

В любой организации, где трудятся люди, руководители сталкиваются с проблемой производственной дисциплины. Для повышения качества работы используются поощрения, а при нарушениях должностной инструкции, невыполнении обязанностей применяются дисциплинарные взыскания.

Дисциплина труда – это обязательное подчинение всех работников нормам поведения, установленными нормативно-правовыми актами трудового законодательства. Работодатель поощряет работников, которые добросовестно выполняют свои обязанности. [5]Существуют разные виды поощрений: объявление благодарности, премирование, награждение ценным подарком, почетной грамотой и т.д. Применение таких мер, безусловно стимулирует работников на достижение еще больших результатов в труде. Однако существует и обратная сторона, когда работник не надлежаще исполняет свои должностные обязанности, что является нарушением дисциплины труда и влечет возложение дисциплинарной ответственности [3]. Дисциплинарная ответственность в РФ устанавливается за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником трудовых обязанностей, предусмотренных ст. 21 ТК РФ, среди которых:

  1. Добросовестное исполнение должностных обязанностей, предусмотренных трудовым договором;
  2. Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка;
  3. Выполнение установленных норм труда;
  4. Соблюдение требований по охране труда и технике безопасности;
  5. Бережное отношение к имуществу работодателя [1].

Порядок привлечения к ответственности учителя за оскорбление ученика

Основание: предписание специалиста по охране труда Иванова И.И. от 12 октября 2018 г., объяснительная записка начальника участка Павлова П.П.. от 12 октября 2018 г., пункт 5.3 должностной инструкции начальника участка, пункт 26 Инструкции по охране труда ОТ-116/02.
Ничто не может быть основанием для его умаления. пункт 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья Статья 34 Федерального закона «Об образовании в РФ» Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Ведь устав — это основной документ учреждения образования, и каждое внесенное в него слово имеет серьезное юридическое значение. В данной статье перечислены необходимые сведения об уставе учреждения образования, приведен алгоритм действий учредителя (или уполномоченного им органа) и директора школы (уполномоченного им лица) при внесении изменений в устав и их государственной регистрации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дисциплинарное взыскание может быть применено к работнику за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником, по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Жизнь не стоит на месте, и юридическим лицам, в том числе школам, гимназиям, лицеям приходится периодически вносить определенные изменения в свои уставы — либо в целях приведения в соответствие с законодательством, либо для решения иных задач.

Трудовые обязанности работника, обязательно должны быть указаны в его трудовом договоре. Об этом говорится в части второй статьи 57 Трудового кодекса РФ.
Получается, что для наложения дисциплинарного взыскания работодатель должен определить, нарушил ли работник должностные обязанности или дисциплину труда. С должностными обязанностями все ясно, а что понимать под дисциплиной труда?

«об образованиии в российской федерации»

Точно так же кража, злоупотребление психоактивными веществами, опьянение, борьба и другие акты насилия на производстве также не подлежат прогрессивной дисциплине и могут быть основанием для немедленного прекращения. Сотруднику будет предложено подписать копии этой документации, подтверждающие его получение и понимание корректирующих действий, указанных в этих документах. Если учащийся сам первый начал оскорблять учителя, тогда ему нужно объяснить, что подобное поведение недопустимо. Когда виноват педагог, стоит с ним побеседовать и попросить больше не унижать детей. Когда мирным путем вопрос не получается решить, остается только обратиться к закону.

Преподаватель за нарушение дисциплины на уроке заставил учащегося отжиматься. Какое дисциплинарное взыскание нужно применить к преподавателю в этом случае?
Многие жалобы являются результатом дисциплинарных мер. Работодатели имеют право дисциплинировать сотрудников за неправомерные действия, но они должны делать это в пределах, установленных законом и юридическим прецедентом. Работодатели должны иметь «справедливое основание» для своих дисциплинарных мер. И это не значит, что они могут дисциплинировать вас просто вызывают они хотят.

Ответственность учителя за оскорбление ученика

Учитывая это, в случае выявления контролирующими органами правонарушений заместитель руководителя либо иное должностное лицо, на которое возложены соответствующие обязанности, могут быть привлечены к административной ответственности. К должностным лицам образовательных организаций административная ответственность может быть применена, например, за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения (статья 6.7 КоАП РФ), за нарушение правил пожарной безопасности (статья 20.4 КоАП РФ). Действительно, Минобрнауки разместило на своем сайте проект приказа, регулирующего порядок привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности. Так сказать, для общественного обсуждения. Документ станет одним из подзаконных актов в целях реализации нового федерального закона «Об образовании», который был принят Госдумой в конце прошлого года.

То есть, привлечь к дисциплинарной ответственности, работника допустимо, только если он, по своей вине, не исполнил или не надлежаще исполнил, свои трудовые обязанности.

Преподаватель училища привлечен к дисциплинарной ответственности за низкую посещаемость студентов группы. Должностной инструкцией преподавателя не предусмотрена такая ответственность.

Педагогический работник является особым субъектом трудовых правоотношений. Специфика его трудовой деятельности накладывает свой отпечаток и на тех проступках, за которые он может понести дисциплинарную ответственность. В данной статье рассмотрена проблематика дисциплины труда педагогического работника.А также возможные пути действия, в случае несогласия с возложенным дисциплинарным взысканием.

Не стоит откладывать это, ведь ситуация может быстро ухудшится. Как минимум ученику будет некомфортно находиться в школе, что скажется на его успеваемости.

В связи с установленным фактом внесения неправильной записи о переводе на другую работу в трудовую книжку ведущего инженера Петрова П.П.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://kamsapropel.ru/konsultaciya/2846-privlechenie-k-disciplinarnoy-otvetstvennosti-uchitelya.html

Дисциплинарная ответственность учителя
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here