Налоговые кредиты отсрочки рассрочки платежей

Сегодня поможем разобраться в теме: "Налоговые кредиты отсрочки рассрочки платежей". Предлагаем полное описание тематики, взятое из источников, заслуживающих доверия, с комментариями специалистов. Если все же остаются вопросы, то их можно задать дежурному консультанту.

Право налогоплательщика получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных налоговым кодексом Российской Федерации

«Финансовая газета», N 50, 2003

В соответствии со ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных этим Кодексом. В форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита изменяется срок уплаты налога и сбора (ст.61 НК РФ). При этом изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

Прежнее законодательство рассматривало отсрочку, рассрочку, налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит в качестве налоговых льгот. Согласно ст.10 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», действовавшего до введения в действие части первой НК РФ, по налогам могли устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, льготы, в частности целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов). В юридической литературе они относились к такой категории льгот, как «налоговые кредиты», которые заключались в изменении валового налога.

В настоящее время изменение срока уплаты налога не может рассматриваться в качестве льготы в силу определения, данного в ст.56 НК РФ, согласно которому льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов. При этом нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Напротив, решение вопроса об изменении срока платежа происходит в индивидуальном порядке, носит выраженный индивидуальный и, кроме того, условный характер. В то же время с изменением срока платежа у налогоплательщика связаны определенные преимущества по сравнению с другими плательщиками, которые могут носить компенсационный характер (отсрочка, рассрочка и налоговый кредит) либо стимулирующий (инвестиционный налоговый кредит).

Согласно ст.66 НК РФ инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока (от одного года до пяти лет) и в конкретных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. В зависимости от того, на какой срок переносится уплата налога, разделяют отсрочку, рассрочку (от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности) и налоговый кредит (от трех месяцев до одного месяца).

Индивидуально-правовому регулированию, осуществляемому в соответствии со ст.63 НК РФ финансовыми органами в форме изменения срока уплаты налога, близки действия налоговых органов, уполномоченных проводить реструктуризацию кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам. В том и другом случаях имеет место проявление государственными органами властно-распорядительных полномочий. Однако по нормам ст.61 НК РФ изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.

НК РФ не предусматривает возможности реструктуризации задолженности. Она осуществляется на основании федерального закона о федеральном бюджете на очередной год, как правило, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Реструктуризация проводится в отношении образовавшейся недоимки и задолженности по пеням и фактически ведет к отмене обязанности по уплате налога. Главное различие между изменением срока уплаты налога и реструктуризацией задолженности заключается в правовых последствиях, которые влечет несоблюдение налогоплательщиком условий предоставления ему отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита и условий реструктуризации.

В соответствии со ст.68 НК РФ при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение об изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора. При этом при досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им решения уплатить неуплаченную сумму задолженности (задолженность, определенная в решении о предоставлении отсрочки, рассрочки, и начисленные на нее проценты), а также пени за каждый день начиная с дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.

Действие договора о налоговом кредите или договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда. В зависимости от того, какое нарушение условий договора об инвестиционном налоговом кредите послужило основанием для расторжения такого договора, ст.68 НК РФ установлены сроки уплаты суммы налога, соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные на каждый день действия договора:

30 дней со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите;

не позднее трех месяцев со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите.

Таким образом, если налогоплательщиком нарушены условия предоставления ему отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, НК РФ установлен срок, в течение которого налогоплательщиком должна быть исполнена обязанность по уплате налога.

Согласно ст.69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога. Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. В случае заключения уполномоченным органом соглашения о реструктуризации задолженности перед бюджетом срок уплаты налога, в связи с неуплатой которого возникла такая задолженность, не изменяется. Следовательно, при нарушении налогоплательщиком условий реструктуризации задолженности и исполнении налоговым органом обязанности по уплате налога он принудительно взыскивается с налогоплательщика в общем порядке.

В соответствии со ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Позиция арбитражного суда по вопросу соблюдения сроков направления налогоплательщику требования об уплате налога изложена в Обзоре практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71).

Пример. Налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по единому налогу на вмененный доход за март 1999 г. и пеней за просрочку уплаты налога. Решением суда в удовлетворении требования отказано со ссылкой на пропуск налоговым органом пресекательного срока, установленного п.3 ст.48 НК РФ для подачи соответствующего заявления. При этом суд указал следующее. Установленный ст.70 НК РФ трехмесячный срок направления требования об уплате налога истек 30 мая 1999 г. (налог должен был быть уплачен не позднее 28 февраля 1999 г.). Фактически требование было направлено налогоплательщику спустя почти год — 5 мая 2000 г., срок его добровольного исполнения был определен 15 мая 2000 г.

Читайте так же:  Как разделить алименты половину на счет ребенка

Согласно п.3 ст.48 НК РФ шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, являющийся пресекательным, начинает течь с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней. В связи с этим срок на обращение в суд должен исчисляться с 10 июня 1999 г., т.е. по истечении определенных в требовании 10 дней со дня окончания установленного ст.70 НК РФ срока на направление требования.

Заявление было предъявлено 27 сентября 2000 г., т.е. за пределами пресекательного срока, предусмотренного п.3 ст.48 НК РФ, поэтому оно не может быть удовлетворено.

Срок взыскания налога с налогоплательщиков-организаций согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» признается арбитражным судом пресекательным сроком.

Пример. Согласно п.3 ст.48 НК РФ исковое заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В то же время п.3 ст.46 НК РФ, предусматривающий право налогового органа, не реализовавшего полномочия на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица, обратиться в суд с аналогичным иском в отношении указанного лица, не устанавливает срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено. В связи с этим, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения, судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в п.3 ст.48 в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц. При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный п.3 ст.48, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного п.3 ст.46 для бесспорного взыскания соответствующих сумм.

Данный срок является пресекательным, т.е. не подлежит восстановлению. Поэтому в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/24075-pravo-nalogoplatelshhika-poluchat-otsrochku-rassrochku-nalogovyj-kredit

Договоры с отсрочкой платежа: правовые и налоговые особенности

«Финансовая газета», 2007, N 51

Главную роль в структуре активов любой торговой организации играет оборотный капитал. Так, при создании новой организации величина оборотного капитала наряду с основным определяет стоимость проекта и объем необходимых инвестиций, а для коммерческой организации оборотный капитал может многократно превышать основной.

Понимая степень негативных последствий, которые может повлечь нехватка собственных средств, все большее количество компаний прибегает к помощи товарного или коммерческого кредита.

Рассмотрим основные различия между этими видами кредитования, а также особенности налогообложения и бухгалтерского учета таких операций.

Гражданское законодательство

В соответствии со ст. 822 ГК РФ стороны могут заключить договор товарного кредита, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками. При этом к такому договору применяются нормы, установленные названным Кодексом в отношении договора о кредите, если иное не предусмотрено договором товарного кредита.

Следует отметить двойственную юридическую природу договора товарного кредита. С одной стороны, это соглашение, регулирующее кредитные отношения сторон, с другой — стороны должны выполнять условия о количестве, ассортименте, комплектности, качестве, таре и упаковке предоставляемых вещей в соответствии с требованиями к договору купли-продажи товаров, предусмотренными ст. ст. 465 — 485 ГК РФ.

Предоставление коммерческого кредита регулируется ст. 823 ГК РФ. Согласно данной норме в договорах, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может быть предусмотрено предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров. При этом в отношении коммерческого кредита действуют условия, применяемые к договорам займа и кредита.

Коммерческий кредит — это не самостоятельная сделка по предоставлению (получению) заемных средств, а лишь одно из условий договора поставки, что подтверждается п. 2 ст. 823 ГК РФ, где сказано, что к коммерческому кредиту применяются правила о займе и кредите, «если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства».

Таким образом, главным отличием этих видов кредитования является то, что по договору товарного кредита поставщик передает продукцию на возвратной основе, что подразумевает отсутствие денежных расчетов между сторонами — возврат кредита осуществляется товарами. Руководствуясь нормой ст. 807 «Договор займа» ГК РФ, одна сторона передает в собственность другой стороне вещи, определенные родовыми признаками, а другая сторона обязуется возвратить равное количество других полученных вещей того же рода и качества.

Коммерческий кредит является, по сути, лишь дополнительным соглашением к договору купли-продажи, согласно которому поставщик товаров предоставляет отсрочку или рассрочку их оплаты, и окончательный расчет производится денежными средствами. Именно поэтому выбор организации между первым и вторым видами кредита будет зависеть от условий хозяйственной ситуации.

Так как к товарному и коммерческому кредиту применяются правила о займе и кредите, согласно п. 1 ст. 809 ГК РФ по договору займа предполагается уплата процентов, размер и порядок которых обычно оговариваются в договоре. При отсутствии в договоре условия о размере процентов последний определяется ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.

Договор займа может быть беспроцентным при условии, что в нем прямо не предусмотрено иное, также в случаях, когда по договору заемщику передаются не деньги, а другие вещи, определенные родовыми признаками (п. 3 ст. 809 ГК РФ).

Налогообложение

Налог на добавленную стоимость. Из анализа гражданского законодательства следует, что при передаче товаров по договору товарного кредита происходит переход права собственности. Следовательно, в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ подобная передача признается реализацией товаров, которая, в свою очередь, является объектом обложения НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом согласно пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ от уплаты налога освобождаются операции по предоставлению займов в денежной форме. Поскольку товарный кредит не предполагает денежных расчетов между сторонами, воспользоваться указанной льготой нельзя.

При передаче товаров кредитор обязан начислить НДС по ставке 10 или 18% и выставить счет-фактуру в течение пяти дней с момента отгрузки товаров. В свою очередь, заемщик может предъявить его к вычету, исходя из балансовой стоимости собственного имущества, передаваемого кредитору (п. 2 ст. 172 НК РФ). При этом к балансовой стоимости передаваемого имущества применяется соответствующая расчетная налоговая ставка (10/110 или 18/118) (п. 4 ст. 164 НК РФ, Письмо ФНС России от 17.05.2005 N ММ-6-03/[email protected]).

Полученные кредитором проценты являются объектом обложения НДС в той части, которая превышает ставку рефинансирования Банка России, действовавшую в периоде, за который производится расчет процента (пп. 3 п. 1 ст. 162 НК РФ).

Читайте так же:  Подать на алименты тула

Подобные нормы гражданского законодательства распространяются и на коммерческий кредит — при передаче товаров по договору коммерческого кредита происходит переход права собственности, подобная передача признается реализацией товаров, которая, в свою очередь, является объектом обложения НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом согласно пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ от уплаты налога освобождаются операции по предоставлению займов в денежной форме. Коммерческий кредит предполагает расчеты между сторонами в денежной форме, таким образом, можно воспользоваться указанной льготой.

Проценты, начисляемые по договору коммерческого кредита, облагаются НДС в полном объеме. Сказанное связано с тем, что гражданское законодательство четко разграничивает два рассматриваемых вида кредитования и при этом норма налогового законодательства, позволяющая начислять НДС лишь на сумму процентов, которая превышает установленный Банком России уровень, действует исключительно в отношении процентов по товарному кредиту. При начислении процентов по коммерческому кредиту обложение НДС производится в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, согласно которому налоговая база увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров.

Налог на прибыль. К внереализационным доходам организации для целей налогообложения относятся доходы в виде процентов по долговым обязательствам. На основании п. 1 ст. 269 НК РФ к долговым обязательствам помимо обязательств, возникающих по кредитам, займам, банковским счетам, относятся также обязательства по товарным и коммерческим кредитам.

Договором товарного или коммерческого кредита может быть предусмотрена возможность получения продавцом (при отсрочке или рассрочке) или покупателем (при авансе или предоплате) доходов в виде процентов. Статьей 43 НК РФ установлено, что процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход.

Порядок признания доходов в виде процентов установлен ст. ст. 269, 271, 273 НК РФ. Организации, применяющие кассовый метод признания доходов, включают суммы процентов в состав внереализационных доходов в том периоде, в котором эти проценты фактически поступили на счета в банках и (или) в кассу.

Наиболее сложным является налогообложение доходов в виде процентов в организациях, применяющих метод начисления. Согласно ст. 271 НК РФ датой признания доходов при методе начисления является дата начисления процентов в соответствии с условиями заключенных договоров.

Порядок ведения налогового учета доходов в виде процентов, полученных по долговым обязательствам, установлен п. 1 ст. 328 НК РФ. Основные требования к ведению налогового учета в соответствии с названной статьей сводятся к следующему:

на основании аналитического учета внереализационных доходов налогоплательщик ведет расшифровку доходов в виде процентов, в том числе и по договорам товарного и коммерческого кредитования;

в аналитическом учете налогоплательщик самостоятельно отражает доходы в сумме причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров процентов отдельно по каждому виду долгового обязательства;

сумма доходов в виде процентов по долговым обязательствам учитывается в аналитическом учете исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов.

Если срок действия договора более чем один отчетный период, то доход признается полученным на последний день каждого отчетного периода. Следует отметить, что в целях налогообложения под отчетными периодами понимаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, отчетными периодами являются месяц, два месяца, три месяца и т.д. — до окончания календарного года.

В гл. 25 НК РФ отдельно не рассмотрен порядок признания доходов в виде процентов по коммерческому кредитованию. В связи с этим можно воспользоваться указаниями ст. 316 НК РФ в отношении учета доходов по товарному кредитованию. Если при реализации расчеты производятся на условиях предоставления товарного кредита, то сумма выручки определяется на дату реализации и включает в себя сумму процентов, начисленных за период с момента отгрузки до момента перехода права собственности на товары. Проценты, начисленные за пользование товарным кредитом с момента перехода права собственности на товары до момента полного расчета по обязательствам, включаются в состав внереализационных доходов.

При получении от поставщика товаров на условиях товарного кредитования налог на прибыль не начисляется, что следует из пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ; имущество, полученное по договорам кредита или займа, независимо от формы заимствования не признается доходом, формирующим налогооблагаемую базу. В свою очередь, при возврате товаров кредитору их стоимость не будет включаться в состав расходов, признаваемых для целей налогообложения прибыли (п. 12 ст. 270 НК РФ).

Сумма процентов может быть включена в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу. Однако при этом необходимо помнить о том, что данный расход является нормируемым. Проценты, начисленные по долговому обязательству, признаются расходом при условии, если они существенно не отклоняются от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце — для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях (п. 1 ст. 269 НК РФ). При этом существенным отклонением считается отклонение более чем на 20% в сторону повышения или понижения от среднего уровня процентов. Сказанное относится и к коммерческому кредитованию.

Однако чаще всего на практике отсутствуют долговые обязательства, выданные в том же квартале на сопоставимых условиях. В такой ситуации предельная величина процентов, признаваемых для целей налогообложения прибыли, устанавливается в размере ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% — по долговым обязательствам в иностранной валюте. Этот вариант по желанию налогоплательщика может применяться и при наличии сопоставимых долговых обязательств (о чем делается соответствующая запись в приказе об учетной политике).

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/32284-dogovory-otsrochkoj-platezha-pravovye-nalogovye-osobennosti

Льготы по уплате налогов (отсрочка, рассрочка, налоговый кредит)

В исключительных случаях допускается изменение сроков уплаты налогов, которое осуществляется в форму отсрочки, рассрочки, налогового кредита или налогового инвестиционного кредита. В некоторых случаях можно уплатить позднее налог. изменение срока уплаты налогов влечет за собой перенос установленного срока уплаты налога на более поздний срок при чем срок может быть изменен в отношении всей подлежащей уплаты суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму . изменение срока уплаты налога не отменяет существующий и не создает новой обязанности по уплате налогов.

Изменение срока уплаты налогов возможно на основании предоставляемого налоговыми органами решения об изменении срока уплаты налога.

Срок уплаты налога не может быть изменен если

-в отношении лица претендующего на такое изменение возбуждено уголовное дело по признакам преступления связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах

— проводиться производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах

— имеются достаточные основания полагать что это лицо воспользуется таким изменением для скрытия своих денег либо лицо собирается уехать заграницу.

Отсрочка перенос уплаты налога не более чем на 1 год с единовременной уплаты налога.

Читайте так же:  Выданы из кассы алименты проводка

Рассрочка перенос срока уплаты налогов на срок не более одного года с поэтапной уплатой суммы налога.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена при наличии хотя бы одного из следующих документов подтверждающих следующие события:

1. причинение ущерба в результате стихийного бедствия, техногенной катастрофы или других подобных причин.

2. задержка заинтересованному лицу финансирования из бюджета или задержка оплаты выполненного этим лицом государственного заказа

3. угроза банкротства этого лица в случае единовременной уплаты налога

4. если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога

5. если производство товара или работ носит сезонный характер

Отсрочка или рассрочка могут быть предоставлены и при наличии оснований предусмотренных таможенным кодексом в отношении налогов подлежащих уплаты налогов в связи с перемещением через границу.

Решение по отсрочке или рассрочке принимается соответствующими органами по одному или нескольким налогам в течение одного месяца.

По отсрочкам суммы причитающийся к уплате процентов за пользование бюджетными средствами рассчитываются в день следующий за датой завершения отсрочки и в 5 дневный срок доводиться до налогоплательщика . в случае досрочной уплаты отсрочки сумма процентов корректируется . в случае неуплаты процентов в сроки они подлежат бесспорному взысканию .

При досрочном прекращения действия рассрочки производиться пересчет причитающихся к уплате налогов по последующему сроку уплаты налогов в соответствии с графиком.

Предоставление налогового кредита производится по одному или нескольким налогам в течение одного месяца. Решение принимают соответствующие органы с последующим заключением договора о налоговом кредите.

Налоговый кредит – это такое изменение срока уплаты налога, при которой организация в течение определенного срока выплачивает платежи по налогу и начисленные проценты.

Инвестиционный налоговый кредит отличается тем, что организация в течение определенного срока и определенных пределах может уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на налог на прибыль, а так же на региональные и местные налоги на срок от 1 до 5 лет. Основания для получения инвестиционного кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией. Оформляется такой кредит договором установленной формы между уполномоченными органами и организацией. В договоре обязательно указываются данные о виде и сумме налога, срок действия договора, начисленные на сумму задолженности проценты, порядок погашения и/или задолженности и процентов, документы об имуществе под залог, либо поручительство и ответственность сторон.

Может быть предоставлен при наличии 1 из следующих оснований.

— проведении организацией научно исследовательских работ

— осуществлении организацией инновационной деятельности

-выполнение организацией особо важного заказа

— выполнение гос оборонного заказа

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10975 — | 7436 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/5_19528_lgoti-po-uplate-nalogov-otsrochka-rassrochka-nalogoviy-kredit.html

Порядок и условия предоставления налогового кредита, отсрочки и рассрочки

Вопросы изменения сроков исполнения налоговых обязательств и способов их применения на практике находятся в компетенции органов взыскания.

Для регулирования отношений плательщиков с бюджетом и государственными внебюджетными фондами в республике разра­ботан и изложен в налоговом законодательстве механизм предос­тавления налогового кредита, отсрочки и рассрочки платежей.

Налоговый кредит, отсрочка, рассрочка как способы измене­ния налоговых обязательств имеют свои особенности. Налоговый кредит предоставляется под задолженность по налогам, срок уплаты которых еще не наступил. Отсрочка, рас­срочка платежей – по уже образовавшейся задолженности.

По неналоговым платежам и средствам, поступающим во вне­бюджетные фонды, налоговый кредит не предоставляется. Напротив, отсрочка или рассрочка предоставляются по платежам, как в бюджет, так и в государственные внебюджетные фонды.

Налоговый кредит имеет целевое назначение, поэтому в его основе должен быть договор между органом, предоставляющим кредит, и налогоплательщиком. Налого­вый кредит предоставляется в целях временного пополнения соб­ственных оборотных средств субъекта хозяйствования, стабили­зации его финансового состояния и используется для расширения (развития) производства, закупки необходимых для производствен­ного процесса сырья, материалов, оборудования, комплектующих изделий. Цели использования налогового кредита должны быть указаны в заявлении налогоплательщика, и по истечении срока пользования налоговым кредитом последний представляет в уполномоченный орган отчет о его фактическом использовании.

Предоставление отсрочки, рассрочки платежей не ставит за­дачей целевое использование средств и по своему экономическо­му содержанию является мерой временной финансовой поддерж­ки налогоплательщика или иного обязанного лица.

Видео (кликните для воспроизведения).

Следующая отличительная особенность рассматриваемых спо­собов изменения налоговых обязательств заключается в том, что за пользование налоговым кредитом нужно платить проценты. За предоставление отсрочки или рассрочки платежей плата не пре­дусмотрена.

Налоговый кредит предоставляется только юридическим ли­цам, рассрочка и отсрочка — как юридическим, так и физическим лицам, являющимся плательщиками в бюджет и в государственные внебюджетные фонды.

Рассмотрим более подробно механизм предоставления и по­гашения налогового кредита.

Налоговый кредит представляет собой изменение срока ис­полнения налогового обязательства при наличии оснований, пре­дусмотренных налоговым законодательством.

Достаточными основаниями считаются:

• нанесение налогоплательщику (иному обязанному лицу) зна­чительного материального ущерба в результате какого-либо чрез­вычайного и непреодолимого обстоятельства;

• задержка финансирования из бюджета или оплаты выпол­ненного государственного заказа;

• угроза банкротства в случае единовременной выплаты причитающихся бюджету сумм и (или) исполнения предъявленных требований об уплате налогов, сборов, пошлин и пени за просроч­ку платежей.

Налоговый кредит может предоставляться на срок, не превышающий продолжительность текущего бюджетного года, в котором принимается решение о предоставлении кредита.

Налоговый кредит предоставляется в размерах, не превышающих суммы налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком или иным обязанным лицом. В пределах текущего квартала налоговый кредит предоставляется в размерах сумм налогов, подлежащих уплате по срокам текущего квартала.

Для получения налогового кредита налогоплательщик в установленный срок предоставляет в уполномоченный финансовый орган письменное заявление. В заявлении указываются: основания для получения кредита период, на который требуется налоговый кредит; обязательства по его своевременному погашению; цели, на которые будут ис­пользованы средства; банковские и другие реквизиты субъекта хозяйствования. Заявление подписывается руководителем и главным бухгал­тером предприятия. Копия такого заявления направляется в нало­говый орган по месту учета плательщика.

К заявлению прилагаются доку­менты, подтверждающие наличие оснований для получения кре­дита, и документы об имуществе, которое может быть предме­том залога, либо поручительство банка.

Налоговый кредит предоставляется с учетом финансового со­стояния плательщика, фактических результатов работы за отчет­ный период, а также хода исполнения республиканского бюджета (бюджетов областей и Минска). Для принятия решения Министер­ство финансов или финансовое управление по области и Минску могут запрашивать дополнительную информацию о финансово-хозяйственной деятельности плательщика.

В случае принятия положительного решения стороны заклю­чают договор о налоговом кредите. Договор должен содержать: сумму задолженности с указанием налога, сбора, пошлины, по которым предоставляется налоговый кредит; срок действия дого­вора; размер начисляемых на сумму задолженности процентов; порядок погашения суммы задолженности и начисленных процен­тов; ссылки на документы, которые являются предметом залога, либо поручительство банка; подписи кредитора и плательщика.

Читайте так же:  Алименты с ухаживающего за инвалидом

Копия договора представляется налогоплательщиком или иным заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня подписания договора.

Проценты по налоговому кредиту уплачиваются за счет того же источника, из которого платится налог, сбор, пошлина, по которым предоставлен кредит. Проценты начисляются на факти­ческие суммы налогов, подлежащие уплате плательщиком за период действия налогового кредита.

Органами взыскания может быть предоставлена отсрочка или рассрочка платежей в бюджет Республики Беларусь и в государ­ственные внебюджетные фонды на срок от одного до шести меся­цев. Заявление налогоплательщика (иного обязанного лица) об от­срочке или рассрочке рассматривается соответствующим органом взыскания в течение одного месяца. В заявлении указывается осно­вание для изменения сроков платежей, и к нему прилагаются под­тверждающие документы, а также документы об имуществе, ко­торое может быть предметом залога либо поручительства банка.

Заявление об отсрочке или рассрочке платежа не приоста­навливает взыскание. Однако орган, рассматривающий такое за­явление, вправе приостановить взыскание задолженности впредь до разрешения вопроса об отсрочке или рассрочке платежа. Ко­пия заявления направляется налогоплательщиком (иным обязан­ным лицом) в налоговый орган по месту его учета.

Отсроченные или рассроченные суммы уплачиваются в уста­новленные сроки с начислением пени либо без ее начисления в соответствии с решением органа взыскания, предоставившего отсрочку или рассрочку платежей. Если в решении не говорится о начислении пени, она не начисляется.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/3_19839_poryadok-i-usloviya-predostavleniya-nalogovogo-kredita-otsrochki-i-rassrochki.html

Отсрочка налоговых платежей

otsrochka_nalogovyh_platezhey.jpg

Похожие публикации

При осуществлении хозяйственной или предпринимательской деятельности могут возникнуть различные обстоятельства, вследствие которых назревает необходимость отсрочки даты перечисления налогов. 9-я глава НК РФ регулируют эту сторону взаимоотношений бизнеса и государства, прописывая основные аспекты решения проблемы.

Отсрочка налоговых платежей: понятие

НК РФ определяет термин «отсрочка платежа налога», как перенос срока его перечисления на более позднее время с последующей уплатой долга. Существует и понятие рассрочки, отличающейся тем, что задолженность может быть выплачена частями, а не единой суммой сразу.

Сроки отсрочки (рассрочки) налоговых платежей варьируются от одного до трех лет. Предоставляться она может по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 64 НК РФ), уплачиваемым в федеральный бюджет (НДС, на прибыль, акцизы, транзитные сборы, на добычу полезных ископаемых и драгметаллов), или региональный (транспортный, земельный, торговый сбор, имущество граждан), а также по страховым взносам.

К сведению! Размер суммы отложенного налога не должен превышать стоимость чистых активов компании (п. 2.1 ст. 64 НК РФ).

Когда предоставляется отсрочка налоговых платежей

Законодатель (п.2 ст. 64 НК РФ) разрешает компаниям и ИП, состояние которых на данный момент исключает возможность перечисления платежа в срок, отложить уплату налога, но причины для этого должны быть весомы, а основания полагать, что фирма сможет погасить долг в период предоставленной отсрочки – достаточны. Перечень ситуаций, когда компания может рассчитывать на отсрочку платежа, включает:

ущерб от обстоятельств, не зависящих от организации — техногенной катастрофы, пожара, наводнения, других проявлений стихии;

отсутствие оплаты по госзаказу или поступления бюджетного финансирования;

угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) в случае уплаты крупной суммы налога, в т. ч. по платежам, обозначенным таможенным законодательством при импорте/экспорте;

сезонная деятельность компании;

Как получить отсрочку платежа налога

С переходом функций администрирования и контроля платежей во внебюджетные фонды, ФНС приказом № ММВ-7-8/[email protected] от 16.12.2016 обновила порядок изменения сроков платежей по налогам, страховым отчислениям, пеням и штрафам. Этим приказом регулируется процедура предоставления отсрочки и обозначен список необходимых для этого документов.

На сегодня кардинальных трансформаций в процессе отсрочки налогового платежа не произошло. По-прежнему решение о перенесении срока платежа или об отказе в нем налоговый орган принимает в течение 30 дней (рабочих) с момента подачи заявления, а заявителя уведомляет о нем не позже 3 дней со дня его принятия.

Заявление об отсрочке платежей в налоговую — это документ установленной формы, рекомендуемый налогоплательщикам для заполнения (приложение 1 к Порядку, утв. приказом № ММВ-7-8/[email protected])), где указывают:

название и реквизиты компании или ФИО заявителя;

форму переноса срока уплаты;

платеж, для которого необходимо изменить срок уплаты;

норму НК РФ как основание предоставления отсрочки;

Документы к заявлению об отсрочке

Кроме заявления для получения отсрочки компании необходимо составить пакет документов (п. 5 ст. 64 НК), состоящий из:

— о движении средств на счетах за последние полгода;

— об остатках средств на счетах;

Списка контрагентов-дебиторов и копий договоров с указанием по каждому из них стоимости соглашения и сроков исполнения;

Расписки (обязательство по форме приложения № 2 к Порядку, утв. приказом № ММВ-7-8/[email protected]) о соблюдении требований предоставляемой отсрочки и примерный график гашения долга.

В зависимости от основания, послужившего причиной для оформления письма об отсрочке налоговых платежей, налогоплательщик должен включить в пакет документов обоснование своей просьбы (п. 5.1 ст. 64 НК):

При обращении за переносом срока платежа из-за обстоятельств непреодолимой силы – документ о фактически произошедшем стихийном бедствии и акт оценки ущерба от него;

В ситуации отсутствия финансирования из бюджета – сведения о неполученных суммах от финансового учреждения;

Если компания ведет деятельность сезонного характера – справку, что доля доходов от сезонных работ составляет половину общей выручки фирмы;

Если уплатить налог не может физлицо из-за временной неспособности – выписку о состоянии счетов и документы на имущество, выступающее в данном случае залогом.

Кроме того, необходимо быть готовым к тому, что для переноса срока платежа налоговый орган может потребовать какое-либо обеспечение, например, поручительство, залог имущества, банковскую гарантию.

Представляем заявление об отсрочке налоговых платежей (образец):


Источник: http://spmag.ru/articles/otsrochka-nalogovyh-platezhey

Налоговые кредиты отсрочки рассрочки платежей

Ключевые слова: реструктуризация задолженности по налогам, отсрочка, рассрочка, инвестиционный кредит, график погашения задолженности

Выполнение налогоплательщиком своей главной обязанности по уплате налогов и сборов должно осуществляться в строго установленные законом сроки. Несвоевременная уплата налогов грозит обернуться для налогоплательщика весьма серьезными последствиями. Причем не только экономического, но и уголовного характера.

Однако, в силу определенных обстоятельств, реальной возможности вовремя уплатить налог у налогоплательщика может не быть. Причиной этому могут служить как внутренние проблемы налогоплательщика, так и внешние факторы. Для таких случаев действующее налоговое законодательство предусматривает возможность в исключительных случаях перенести срок уплаты налога на более позднее время.

На сегодняшний день налоговое законодательство устанавливает три способа изменения срока платежа: это отсрочка, рассрочка и инвестиционный налоговый кредит (п. 3 ст. 61 НК).

Правда, последним воспользоваться вправе лишь фирмы, занимающиеся НИОКР и активно ведущие внедренческую и инновационную деятельность, а также компании, осуществляющие выполнение особо важных заказов по развитию региона и предоставляющие населению особо важные услуги (п. 1 ст. 67 НК).

Что касается отсрочки и рассрочки уплаты налогов и сборов, то способы эти доступны более широкому кругу налогоплательщиков, в том числе и применяющим специальные налоговые режимы (п. 6 ст. 61 НК). В порядке предоставления этих «послаблений» также существует ряд тонкостей.

Обстоятельствами, исключающими возможность изменения срока уплаты налога, являются:

Читайте так же:  Ставка за задержку выплаты заработной платы

— возбужденное уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах в отношении лица, претендующего на такое изменение;

— проведение в отношении указанного лица производства по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах;

— наличие достаточных оснований полагать, что это лицо воспользуется этим изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство (п.1 ст.62 НК РФ).

Перенос предусмотренного налоговым законодательством РФ срока уплаты налога (сбора) на более поздний срок с экономической точки зрения представляет собой своего рода кредит, который предоставляется лицу за счет бюджетных средств. Поэтому Налоговым кодексом РФ было установлено общее правило, согласно которому на сумму задолженности, по которой предоставляется отсрочка или рассрочка, должны начисляться проценты, исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на период отсрочки (рассрочки).

Исключение составляют случаи, когда отсрочка или рассрочка по уплате налога (сбора) предоставляется лицу в связи с причинением ему ущерба в результате действий непреодолимой силы, задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа. В такой ситуации на сумму задолженности проценты не начисляются.

Российское правительство ужесточило с 1 января 2011 года правила получения права на отсрочку по уплате налогов. Теперь компаниям и физлицам необходимо доказывать, что они смогут рассчитаться с налоговой в определенный срок.

Отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка), при наличии оснований, предусмотренных Кодексом.

Также отсрочка может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, а физическому лицу — на сумму, не превышающую стоимость его имущества. Принимать решение о предоставлении отсрочки могут принимать только территориальные налоговые органы.

С 1 января 2009 года вступили в силу внесенные в НК РФ положения, устанавливающие дополнительные возможности получения отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов. Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов, а также пеней и штрафов по федеральным налогам может быть предоставлена по решению министра финансов РФ.

Указанная отсрочка или рассрочка может быть предоставлена, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 миллиардов рублей и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.

Концептуально порядок отсрочки не меняется. Сейчас на год ее может предоставить налоговый или таможенный орган, на три — Правительство, на пять лет — Министерство финансов.

Основания — стихийное бедствие, бюджетное недофинансирование, угроза банкротства, сезонность производства. Законопроект уточняет, что именно следует понимать под недофинансированием бюджета, а также вводит новое основание для отсрочки — «возникновение неблагоприятных социально-экономических последствий» из-за единовременной уплаты долга.

Также разъясняется, как ФНС следует определять степень угрозы банкротства в случае выплаты налоговых долгов. Ее предложено устанавливать по результатам анализа финансового состояния компании, проводимого налоговым органом по методике Минэкономики.

Среди других нововведений — отсрочка, согласно законопроекту, распространяется не только на сумму налога, но и на штрафы и пени. А инвестиционный налоговый кредит на покупку нового оборудования увеличили с 30% до 100% его стоимости.

Перечень оснований для получения отсрочки по налогам так и остался закрытым. Возможность же на практике применить такое новое основание для отсрочки, как «угроза возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий», кажется малореальной — определения, что следует понимать под «угрозой», проект не содержит.

Также полагаем, что в предложенном варианте отсрочки по-прежнему недоступны рядовым налогоплательщикам, в частности, потому, что перечень документов, необходимых для получения отсрочки по решению правительства, содержит «мотивированное заключение» ФНС о ее целесообразности. Фактически решение принимается в соответствии с субъективной оценкой ФНС, так что норма по-прежнему недействующая до конца.

Из сказанного можно сделать вывод, что получить налоговое послабление могут лишь крупные предприятия, так как установлен очень высокий входной барьер — более 10 млрд. рублей.

Физические лица воспользоваться отсрочкой налогового платежа не могут и не пользуются. Не только из-за ценового порога, но и в связи с прямым указанием в пункте 2 статьи 64.1 Налогового кодекса. В нем речь идет только об организациях.

Однако, как и прежде, физические лица имеют право получить отсрочку или рассрочку сроком до трех лет при условии, что их имущественное положение исключает возможность единовременно уплатить налог (подп. 4 п. 2 ст. 64 НК РФ).

Чтобы получить налоговую льготу, организация должна направить в Минфин России заявление о предоставлении рассрочки или отсрочки. А его копию — в инспекцию по месту учета. Кроме того, к заявлению необходимо приложить:

♦ справку налогового органа о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;

♦ предполагаемый график погашения задолженности;

♦ документы и сведения, свидетельствующие об угрозе возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий, если задолженность будет единовременно погашена;

♦ письменное согласие организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, которые связаны с рассмотрением заявления организации.

Если задержано финансирование из бюджета или оплата выполненного государственного заказа, то достаточно представить соответствующие справки.

Если возникла угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога, понадобятся баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние за предыдущие годы и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства.

Также необходимо представить пояснительную записку. В ней следует описать причины, по которым возникла единовременная уплата налогов, суммы налогов, сведения о расчетных, валютных, депозитных счетах и наличии средств на них по состоянию на начало года, на начало каждого квартала и дату обращения.

Максимальный срок рассрочки в пять лет это недостаточный срок для выхода из кризисной ситуации для крупных компаний. К тому же компании, как правило, не создают резервов на случай больших доначислений налогов по результатам проверок, налоговики же, как известно, требуют заплатить все и сразу. Это в итоге зачастую приводит к банкротству или распродаже имущества.

Также нынешняя годовая отсрочка неэффективна, поскольку расплатиться с действительно крупными долгами за этот срок нереально. Принятое решение ориентировано на крупные компании реального сектора со значительными производственными мощностями и большим количеством персонала.

Для большинства остальных компаний, вроде средних и малых, банкротство остается более выгодным инструментом избавления от налоговых долгов, чем получение персональной отсрочки от министра.

На территории России практически не применяется реструктуризация задолженности по налогам и сборам. Причины достаточно хорошо всем нам известны: неосведомленность налогоплательщика, незнание своих прав и обязанностей налогоплательщиком, нежелание лишний раз связываться с налоговыми органами по определенным причинам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://newinspire.ru/lektsii-po-dkb/otsrochka-rassrochka-investitsionniy-nalogoviy-kredit-1803

Налоговые кредиты отсрочки рассрочки платежей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here