Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам

Сегодня поможем разобраться в теме: "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам". Предлагаем полное описание тематики, взятое из источников, заслуживающих доверия, с комментариями специалистов. Если все же остаются вопросы, то их можно задать дежурному консультанту.

Учет расчетов с кредиторами по долговым обязательствам.

Для учета расчетов с кредиторами по долговым обязательствам предусмотрен счет в третьем разделе Плана счетов бюджетного учета «Обязательства» 030100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам».

На счете 030100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» ведется учет операций по обязательствам в рамках государственного и муниципального долга.

Государственный или муниципальный долг — обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В зависимости от рынка размещения и валюты займа государственный и муниципальный долг подразделяется на внешний и внутренний.

Внешний долг — обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

Внутренний долг — обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

Источник: http://economuch.com/uchet-byudjetnyih-buhgalterskiy/uchet-raschetov-kreditorami-dolgovyim-42839.html

Учет кредитором выданных бюджетных кредитов

Долговые обязательства в виде бюджетного кредита

Бюджетный кредит — денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах (ст. 6 БК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 93.2 БК РФ бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц — также по обязательным платежам в бюджетную систему РФ, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности) (п. 1 ст. 93.2 БК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 93.2 БК РФ бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено БК РФ или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности.

При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов.

Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), за исключением случаев, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект РФ, государственная корпорация «Банк развития и внешне­экономической деятельности (Внешэкономбанк)» (п. 3 ст. 93.2 БК РФ).

Надоело искать новости на множестве бухгалтерских сайтов? Боитесь пропустить действительно важные изменения в законодательстве?

Подписывайтесь на крупнейший бухгалтерский канал БУХ.1С в Telegram

https://t.me/buhru (или набрать @buhru в строке поиска в Telegram) и мы оперативно пришлем важные новости прямо в ваш телефон!

P.S. А еще у нас весело 🙂

Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором, могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100 % предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности (п. 3 ст. 93.2 БК РФ).

Не допускается принятие в качестве обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования государственных или муниципальных гарантий публично-правовых образований, поручительств и гарантий юридических лиц, имеющих просроченную задолженность по обязательным платежам или по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а также поручительств и гарантий юридических лиц, величина чистых активов которых меньше величины, равной трехкратной сумме предоставляемого кредита (п. 3 ст. 93.2 БК РФ).

Местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет (п. 2 ст. 93.3 БК РФ).

Бюджетный учет расчетов по предоставлению кредита

Если бюджетный кредит предоставляется муниципальному образованию, то заемщик должен обеспечить исполнение обязательств по возврату бюджетного кредита (п. 3 ст. 93.2 БК РФ).

То есть в договоре о предоставлении бюджетного кредита могут быть прописаны следующие виды обеспечения исполнения обязательств:

  • банковские гарантии;
  • поручительства;
  • государственные или муниципальные гарантии;
  • залог имущества в размере не менее 100 %.

Для учета залогового имущества или иных видов обеспечения исполнения обязательств (поручительство, банковская гарантия и т.д.) применяется забалансовый счет 10 «Обеспечение исполнения обязательств» (п. 351 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н).

Принятие имущества на забалансовый счет 10 производится в сумме обязательства, в обеспечение которого получено имущество, на основании оправдательных первичных учетных документов (п. 351 Инструкции № 157н). При исполнении обязательства, в обеспечение которого было получено имущество, производится списание суммы обеспечения с забалансового счета 10 (абз. 3 п. 351 Инструкции № 157н).

Аналитический учет по забалансовому счету 10 ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) в разрезе обязательств по видам имущества (обеспечения), его количеству, местам его хранения, а также обязательствам, в обеспечение которых они поступили (п. 352 Инструкции № 157н, Приложение № 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н, далее — Приказ № 52н).

Читайте так же:  Со скольки лет начинается дисциплинарная ответственность

Обеспечение обязательства в виде банковской гарантии отражается на забалансовом счете 10 датой предоставления банковской гарантии. Выбытие банковской гарантии с учета отражается на забалансовом счете 10 со знаком «минус» датой прекращения обязательства, в обеспечение которого выдана банковская гарантия (письмо Минфина России от 27.06.2014 № 02-07-07/31342).

Согласно пункту 81 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н), учет расчетов по предоставленным бюджетным кредитам и начисленным по ним в соответствии с условиями предоставления заимствований процентам, штрафам и пеням ведется на счете 0 207 11 000 «Расчеты с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по предоставленным бюджетным кредитам».

Аналитический учет по счету 0 207 11 000 ведется в Карточке учета выданных кредитов, займов (ссуд) (ф. 0504057) в разрезе видов заимствований и дебиторов, а также сумм основного долга, начисленных процентов, штрафов и (или) пеней (п. 210 Инструкции № 157н, Приложение № 5 к Приказу № 52н).

Бухгалтерские записи по отражению в учете кредитора банковской гарантии, бюджетного кредита, а также начисленных на него процентов согласно пункту 82 Инструкции № 162н, приведены в таблице.

№ п/п

Операция

Дебет

Кредит

Документ БГУ2 / типовая операция

Получение обеспечения исполнения обязательства по бюджетному кредиту в виде банковской гарантии

Предоставление из бюджета бюджетных кредитов с лицевого счета, открытого в органе казначейства

КИФ 1 207 11 540

КИФ 1 304 05 540

«Заявка на кассовый расход», «Заявка на кассовый расход (сокращенная)», «Платежное поручение», «Кассовое выбытие» / «Предос­тавление кредитов, займов (ссуд) (207.00)»

Начисление процентов по предоставленным кредитам, займам (ссудам)

КДБ 1 207 11 540

КДБ 1 401 10 120

«Обслуживание кредитов и займов» / «Начисление процентов, штрафов, пеней по предоставленным кредитам, займам (ссудам)» / «Обслуживание кредитов и займов»

Погашение задолженности по предос­тавленным бюджетным кредитам

КИФ 1 210 02 640
КИФ 1 201 21 510
КИФ 1 201 27 510
17 (КИФ, КОСГУ 640)

КИФ 1 207 11 640

«Кассовое поступление» / «Погашение задолженности по предос­тавленным кредитам, займам (ссудам), по уплаченным гарантиям (207 00)»

Погашение начисленных процентов по предоставленным бюджетным кредитам

КДБ 1 210 02 120

КДБ 1 207 11 640

«Кассовое поступление» / «Погашение задолженности по предос­тавленным кредитам, займам (ссудам), по уплаченным гарантиям (207 00)»

Списание сумм обеспечения исполнения обязательства по бюджетному кредиту в виде банковской гарантии по окончании выплаты долга

Согласно пункту 211 Инструкции № 157н и Приложению № 5 к Приказу № 52н отражение операций по счету 0 207 11 000 осуществляется в Журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071), а в части операций по переоценке сумм заимствований и начислению процентов, пеней (штрафов) — в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071).

Согласно Приложению № 5 к Приказу № 52н для отражения результатов инвентаризации задолженности по кредитам, займам (ссудам), находящимся на учете в учреждении применяется Инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф. 0504083). Инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф. 0504083) заполняется по видам задолженности в разрезе заемщиков и кредитных соглашений по соответствующим номерам счетов бухгалтерского учета.

Учет бюджетных кредитов кредитором в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» (ред. 2)

Для отражения в учете кредитора банковской гарантии, бюджетного кредита, а также начисленных на него процентов в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» редакции 2 (БГУ 2) применяются документы подсистем Планирование и санкционирование, Денежные средства.

Для включения функционала по учету выданных и полученных кредитов и займов, учету долговых обязательств необходимо включить флаг Учет кредитов, займов, долговых обязательств на странице Специализированные подсистемы формы настройки параметров учета (раздел Администрирование, команда Настройка параметров учета).

Бухгалтерские записи по отражению в учете кредитора банковской гарантии, бюджетного кредита, а также начисленных на него процентов и документы, которыми они формируются в программе, приведены в таблице.

Согласно Приложению № 1 к Инструкции № 162н предоставление и погашение основного долга по бюджетному кредиту в учете кредитора отражается по бюджетной классификации источников финансирования дефицитов бюджетов (КИФ), а возврат и начисление процентов — по бюджетной классификации доходов бюджетов (КДБ).

Приложениями № 6, № 7 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ (утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, далее — Указания № 65н) установлены следующие коды бюджетной классификации:

  • для предоставления бюджетного кредита — КИФ 000 01 06 05 02 02 0000 540 «Предоставление бюджетных кредитов другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации из бюджетов субъектов Российской Федерации в валюте Российской Федерации»;
  • для начисления и возврата процентов по бюджетному кредиту — КДБ 000 1 11 03020 02 0000 120 «Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов внутри страны за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации»;
  • для начисления и возврата штрафных санкций по бюджетному кредиту — КДБ 000 1 16 42020 02 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении бюджетных кредитов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации»;
  • для возврата основного долга по бюджетному кредиту — КИФ 000 01 06 05 02 02 0000 640 «Возврат бюджетных кредитов, предоставленных другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации из бюджетов субъектов Российской Федерации в валюте Российской Федерации».

Согласно Указаниям № 65н предоставление бюджетных кредитов другим бюджетам бюджетной системы РФ из бюджетов субъектов РФ в валюте Российской Федерации отражается по аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов (разряды 18-20 БК) 540. Следует отметить, что этот код указывается в разрядах 15-17 номеров счетов 0 304 05 000, 18. По счетам аналитического учета счета 0 207 00 000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)», отражающих сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам), в 15-17 разрядах номера счета отражается аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 640 «Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам», и по дебету, и по кредиту (п. 2 Инструкции № 162н).

Читайте так же:  Справка о доходах для внж

Источник: http://buh.ru/articles/documents/65544/

Счета учета расчетов с кредиторами по долговым обязательствам

Наименование вида/группы расчетов Номер счета расчетов
расчет по заимствованиям, не являющимся государствен­ным (муниципальным) долгом
Расчеты по долговым обязательствам в рублях
Расчеты по долговым обязательствам по целевым иностранным кредитам (заимствованиям)
Расчеты по долговым обязательствам в иностранной валюте

Операции по расчетам с кредиторами по долговым обязательствам при­нимаются к учету на основании следующих документов:

• первичный учетный документ, подтверждающий поступление средств на лицевой счет (счет, в кассу) учреждения — принятие долговых обязательств;

• Справка (ф. 0504833), оформленная согласно расчету процентов на условиях, предусмотренных договором, в соответствии с видом объекта учета и хозяйственной операции — суммы начисленных процентов
по долговым обязательствам учреждения;

• Справка (ф. 0504833), оформленная согласно документу (расчету), подтверждающему сумму требований кредитора, предусмотренных договором, в соответствии с видом объекта учета и хозяйственной операции — суммы начисленных пеней, штрафных санкций по долговым;

• Справка (ф. 0504833) — увеличение долговых обязательств, принятых учреждением в иностранной валюте, в связи с возникновением при расчете рублевого эквивалента суммы обязательства на дату его исполнения (на дату формирования регистров бухгалтерского учета) положительных курсовых разниц;

• первичный учетный документ, подтверждающий расходование денежных средств учреждения, в соответствии с видом объекта учета и хозяйственной операции:

• погашение задолженности по долговым обязательствам,

• перечисление процентов, пеней, штрафных санкций;

• Справка (ф. 0504833) — уменьшение долговых обязательств, принятых учреждением в иностранной валюте, в связи с возникновением при расчете рублевого эквивалента суммы обязательства на дату его исполнения (на дату формирования регистров бухгалтерского учета) отрицательных курсовых разниц.

Формы регистров бухгалтерского учета расчетов с кредиторами по долговым обязательствам 1

Наименование регистра Код формы документа Комментарии по формированию регистров
Карточка учета государ­ственного (муниципаль­ного) долга (долговых обязательств) Аналитический учет расчетов ведется в разрезе ви­дов долговых обязательств, кредиторов и принятых перед ними обязательств по возврату привлеченных заимствований и оплате начисленных расходов по обслуживанию долговых обязательств
Карточка учета госу­дарственного долга Российской Федерации по полученным креди­там и предоставленным гарантиям
Журнал операций с без­наличными денежными средствами Отражение операций по счету «Расчеты с кредито­рами по долговым обязательствам»
Журнал по прочим операциям Отражение операций по переоценки суммы долга и начислению процентов, пеней, штрафов
Главная книга Отражение в хронологическом порядке записей по счетам бухгалтерского учета в порядке возрас­тания на основании данных Журналов операций
Инвентаризационная опись состояния государствен­ного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставлен­ным гарантиям Отражение результатов инвентаризации государ­ственного долга Российской Федерации по получен­ным кредитам и предоставленным гарантиям

1 Бланки форм регистров бухгалтерского учета приведены в Приложении № 4 к Приказу от 15.12.2010 № 173н «06 утверждении первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами госу­дарственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления госу­дарственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».

Учет расчетов по принятым обязательствам

Учреждение может принимать следующие обязательства:

· перед физическими лицами в части начисленных им сумм заработной платы, денежного довольствия, стипендиям, пенсиям, пособиям, иным выплатам, в том числе социальным;

· перед субъектами гражданских прав за поставленные материальные ценности, оказанные услуги, выполненные работы, по иным основаниям, вытекающим из условий договоров, соглашений.

Важно!

Учет операций по принятым обязательствам в иностранных валютах одновременноведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату совершения операций в иностранной валюте.

Видео (кликните для воспроизведения).

Переоценка задолженности по принятым обязательствам в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций по оплате обязательства в иностранной валюте и на отчетную дату (на дату формирования реги­стра бухгалтерского учета).

При этом положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) расчетов по принятым обязательствам в иностранной валюте, с отнесением курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года от переоценки активов.

Выделяют следующие группы расчетов по принятым обязательствам:

• по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда;

• по работам, услугам;

• по поступлению нефинансовых активов;

• по безвозмездным перечислениям организациям;

• по безвозмездным перечислениям бюджетам;

• по социальному обеспечению;

• по приобретению ценных бумаг и по иным финансовым вложениям;

• по прочим расходам.

Далее счета учета расчетов по принятым обязательствам детализируются в соответствии с содержанием хозяйственной операции и приводятся в таблице 44.

Дата добавления: 2015-09-04 ; просмотров: 418 . Нарушение авторских прав

Источник: http://studopedia.info/6-35597.html

Учет долговых обязательств в бюджетном учреждении

Если бюджетное учреждение привлекло заемные средства, то расчет процентов и отражение сумм в учете могут вызвать сложности. Поговорим об учете таких обязательств и планировании расходов на их погашение в 2014 году*.

Виды долгов

Долговые обязательства бюджетного учреждения могут быть связаны с привлечением денежных средств и иного имущества на основании договора займа (кредитного договора) в соответствии с гражданским законодательством. Прямого указания на запрет привлечения средств бюджетным учреждениям не установлено. Так, в соответствии с пунктом 14 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетные учреждения не вправе только размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами.

Читайте так же:  Освобождение от армии

Договор займа

По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества ( ст. 807 Гражданского кодекса РФ).

Договор займа заключается только в письменной форме.

Заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и порядке, определенных договором ( ч. 1 ст. 809 Гражданского кодекса РФ).

На основании статьи 810 Гражданского кодекса РФ заемщик обязан возвратить заимодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.

В случаях когда срок возврата договором не установлен или определен моментом востребования, сумма займа должна быть возвращена заемщиком в течение 30 дней со дня предъявления заимодавцем требования об этом, если иное не предусмотрено договором.

Кредитный договор

По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить на нее проценты.

К отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные для договора займа, если иное не предусмотрено законодательством и не вытекает из существа кредитного договора.

Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность кредитного договора: такой договор считается ничтожным ( ст. 820 Гражданского кодекса РФ).

Отражение в бухучете

При получении заемных средств они отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности в порядке доходов и расходов в соответствии с правилами, предусмотренными приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».

Кроме того, если данные заимствования относятся к категории «крупная сделка», то их получение согласовывается с учредителем.

Принимаются соответствующие ведомственные акты.

Так, на основании пункта 6.4 Порядка принятия решения об одобрении сделок с участием федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного Росводресурсам (утвержден приказом Росводресурсов от 28 декабря 2010 г. № 369), согласовываются вид, предмет, сумма сделки и срок исполнения, предмет залога, процентная ставка (в случае заимствования), направление использования привлекаемых средств и соответствие их объемов плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Для учета операций по принятым долговым обязательствам предназначен счет 0 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам».

На данном счете также учитываются расчеты по начислению и выплате процентов, пеней, штрафных санкций, связанных с привлечением заимствований. Это установлено пунктом 248 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н.

Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам отражаются в Журнале по прочим операциям.

В соответствии с пунктом 123 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 12 декабря 2010 г. № 174н, для учета долговых обязательств используются счета:

  • 0 301 14 000 «Расчеты по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом»;
  • 0 301 24 000 «Расчеты по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом, в рамках целевых иностранных кредитов (заимствований)»;
  • 0 301 44 000 «Расчеты по заимствованиям в иностранной валюте, не являющимся государственным (муниципальным) долгом».

Бухгалтерские записи по долговым обязательствам (принятие (увеличение) долговых обязательств в рублях и иностранной валюте, начисление процентов, штрафов, пеней, а также погашение долговых обязательств) предусмотрены пунктами 124, 125 Инструкции № 174н.

Принятие долговых обязательств в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, отражается на основании первичного учетного документа, подтверждающего поступление средств на лицевой счет (счет, в кассу) бюджетного учреждения по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 301 000 00 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» и дебету счетов учета денежных средств.

Отметим, что при погашении обязательств бухгалтерская запись будет обратной.

Начисление процентов, пеней, штрафных санкций по долговым обязательствам учреждения отражается на основании Справки ( ф. 0504833) по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 301 000 00 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 20 230 «Расходы на обслуживание долговых обязательств».

Отражение в отчетности

Согласно пункту 36 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности (утверждена приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н), при составлении Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности ( ф. 0503737) показатели исполнения плана отражаются на основании аналитических данных бухгалтерского учета учреждения в разрезе аналитических кодов вида доходов и расходов.

В том числе заимствования (источники финансирования дефицита средств учреждения) и иные выплаты, а также суммы погашения заимствований (по разделам Отчета ( ф. 0503737)).

  • раздел 1. Доходы учреждения;
  • раздел 2. Расходы учреждения;
  • раздел 3. Источники финансирования дефицита средств учреждения.

Пример

Бюджетное учреждение в январе 2014 года заключило кредитный договор с банком сроком на пять лет. Размер кредита составляет 2 000 000 руб.

Годовая ставка по кредиту равна 15 процентам. При этом возврат основной суммы долга должен быть осуществлен по истечении срока кредитного договора. Сумму кредита банк перечислил учреждению на лицевой счет в органе казначейства в январе 2014 года.

В соответствии с кредитным договором учреждению также была предоставлена отсрочка платежа по начисленным процентам. Ее срок составляет один год. Таким образом, уплата процентов осуществляется с января 2015 года. В январе уплачиваются проценты за 2014 год, далее они перечисляются банку ежеквартально равными долями.

Сумма процентов по кредиту, которую бюджетное учреждение уплатит за период с января по декабрь 2014 года, составит 300 000 руб. (2 000 000 руб. × 15%).

А ежеквартальный платеж составит 75 000 руб. (в соответствии с договором).

Читайте так же:  Сумма алиментов в беларуси

Операции по получению кредита и его погашению будут отражены в учете бюджетного учреждения в 2014 и 2015 годах следующими записями:


Источник: http://e.budgetnik.ru/329034

Учет расчетов по государственным и муниципальным долговым обязательствам

«Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 11

В данной статье мы расскажем об учете расчетов с кредиторами по долговым обязательствам в рамках государственного (муниципального) долга, который ведется на счете 0 301 00 000 «Расчеты по долговым обязательствам». Прежде чем приступить к рассмотрению вопросов бюджетного учета указанных операций, автор предлагает ознакомиться с понятиями государственного (муниципального) долга, государственной муниципальной гарантии и другими понятиями бюджетного законодательства, относящимися к данной теме.

Понятие и структура государственного (муниципального) долга

В соответствии с понятийным аппаратом БК РФ государственный или муниципальный долг — это обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными БК РФ, принятые Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием.

В соответствии со ст. 97 БК РФ к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие БК РФ.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств (ст. 98 БК РФ):

  1. по кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
  2. по государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
  3. по бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  4. по государственным гарантиям Российской Федерации;
  5. по иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством РФ на государственный долг Российской Федерации.

К внешнему долгу относятся обязательства, возникающие в иностранной валюте (за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)) (ст. 6 БК РФ).

Внутренний долг — это обязательства, возникающие в валюте РФ, а также обязательства субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований) (ст. 6 БК РФ).

Ответственность по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований

Долговые обязательства Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией.

Субъект РФ не несет ответственности по долговым обязательствам Российской Федерации, иных субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы этим субъектом Российской Федерации.

Муниципальное образование не несет ответственности по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ и иных муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы этим муниципальным образованием (ст. 102 БК РФ).

Государственная или муниципальная гарантия

Государственная или муниципальная гарантия (государственная гарантия Российской Федерации, государственная гарантия субъекта РФ, муниципальная гарантия) — вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями данного гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром (ст. 6 БК РФ).

Правила предоставления государственной или муниципальной гарантии установлены ст. ст. 115 — 117 БК РФ. Рассмотрим их краткое содержание.

Государственная, муниципальная гарантия может предоставляться как для обеспечения уже возникших обязательств, так и обязательств, которые возникнут в будущем.

Условия государственной, муниципальной гарантии не могут быть изменены гарантом без согласия бенефициара. Принадлежащее бенефициару по государственной или муниципальной гарантии право требования к гаранту не может быть передано другому лицу, если в гарантии не предусмотрено иное. Гарант имеет право отозвать государственную или муниципальную гарантию только по основаниям, указанным в гарантии.

Предоставление государственной или муниципальной гарантии осуществляется в письменной форме. Несоблюдение письменной формы гарантии влечет ее недействительность (ничтожность).

Требование бенефициара об уплате денежной суммы по государственной или муниципальной гарантии должно быть представлено гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов. По получении требования бенефициара гарант должен уведомить об этом принципала и передать ему копии требования со всеми относящимися к нему документами.

Требование бенефициара может быть признано необоснованным, и тогда гарант отказывает бенефициару в удовлетворении этого требования. Гарант должен уведомить бенефициара об отказе.

Бюджетный кодекс рассматривает следующие случаи отказа бенефициару в удовлетворении его требований:

  • требование предъявлено гаранту по окончании определенного в гарантии срока;
  • требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии;
  • бенефициар отказался принять надлежащее исполнение обязательств принципала, предложенное принципалом или третьими лицами.

В случае признания требования бенефициара обоснованным гарант обязан исполнить обязательство по гарантии в срок, установленный в гарантии.

Обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы не исполненных на момент предъявления требования бенефициара обязательств принципала, обеспеченных гарантией, но не более суммы, на которую выдана гарантия.

Читайте так же:  Сроки удержания алиментов

Исполнение гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита бюджета в случае, если исполнение гарантом государственной или муниципальной гарантии ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу. В обратном случае исполнение гарантии учитывается в составе расходов соответствующего бюджета. Средства, полученные гарантом в счет возмещения в порядке регресса сумм, уплаченных им во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, а также в счет исполнения обязательств, права требования по которым перешли от бенефициара к гаранту, отражаются как возврат бюджетных кредитов.

Предоставление государственных или муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления на основании соответственно федерального закона, закона субъекта РФ, решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решений Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии.

Предоставление государственной (муниципальной) гарантии осуществляется при выполнении следующих условий:

  • проведение анализа финансового состояния принципала;
  • предоставление принципалом (за исключением случаев, когда принципалом является Российская Федерация, субъект Российской Федерации) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии. При этом обеспечение исполнения обязательств должно соответствовать требованиям установленным к обеспечению исполнения обязательств при выдаче бюджетных кредитов регламентированным ст. 93.2 БК РФ, а также требованиям к обеспечению исполнения обязательств, установленных Гражданским кодексом РФ;
  • отсутствие у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием по обязательным платежам в бюджетную систему РФ, а также неурегулированных обязательств по ранее предоставленным государственным или муниципальным гарантиям.

Анализ финансового состояния принципала может не проводиться в случае предоставления государственной или муниципальной гарантии для обеспечения обязательств по возмещению ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера, а также государственной или муниципальной гарантии без права регрессного требования гаранта к принципалу.

Анализ финансового состояния принципала в целях предоставления государственной гарантии Российской Федерации, государственной гарантии субъекта Российской Федерации или муниципальной гарантии осуществляется соответственно Минфином, финансовым органом субъекта РФ, финансовым органом муниципального образования.

Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в целях предоставления и исполнения государственных или муниципальных гарантий, а также ведения аналитического учета обязательств принципала, его поручителей (гарантов) и иных лиц в связи с предоставлением и исполнением государственных или муниципальных гарантий вправе воспользоваться услугами агента, назначаемого Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования соответственно.

Бюджетный учет расчетов с кредиторами по долговым обязательствам в рамках государственного (муниципального) долга

Учет операций по принятым долговым обязательствам в рамках привлечения средств по государственному (муниципальному) долгу ведется казенными учреждениями на счете 0 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам». На указанном счете также отражаются операции по начислению и выплате процентов, пеней, штрафных санкций, связанных с привлечением заимствований, то есть расходы по обслуживанию долговых обязательств (п. 248 Инструкции N 157н ).

Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Задолженность по долговым обязательствам по выпущенным в обращение государственным (муниципальным) ценным бумагам, заключенным кредитным соглашениям (договорам) и иным видам долговых обязательств, кроме государственных и муниципальных гарантий, отражается по номинальной стоимости долга в рублях.

Сумма превышения номинальной стоимости ценных бумаг над ценой размещения долговых обязательств относится на расходы на обслуживание долговых обязательств государственного (муниципального) долга и увеличивает кредиторскую задолженность по долговым обязательствам.

Долговое обязательство, выраженное в иностранной валюте, учитывается одновременно и в валюте РФ, то есть в рублях. Пересчет обязательства в рубли производится на дату совершения операции и на отчетную дату (на дату составления бухгалтерского регистра). Курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) расчетов по долговым обязательствам в иностранной валюте за счет финансового результата текущего финансового года от переоценки активов (п. 250 Инструкции N 157н).

В целях аналитического учета долговых обязательств ведется карточка учета государственного (муниципального) долга (долговых обязательств), в которой отражаются долговые обязательства в разрезе видов обязательств, кредиторов и принятых перед ними обязательств по возврату привлеченных заимствований, а также оплате начисленных расходов по обслуживанию долговых обязательств. Операции по счету 0 301 00 000 отражаются в регистрах бюджетного учета:

  • журнал операций с безналичными денежными средствами — в части получения и погашения заимствований;
  • журнал по прочим операциям — в части переоценки суммы долга и начислению процентов, пеней, штрафов.

Учет расчетов с кредиторами по долговым обязательствам ведется на счетах (п. 99 Инструкции N 162н ):

План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Корреспонденция счетов по учету расчетов по государственным и муниципальным долговым обязательствам

Обратите внимание! Для забалансового учета предоставленных государственных и муниципальных гарантий предназначен счет 11 «Государственные и муниципальные гарантии». Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов в разрезе субъектов гражданских прав и обязательств, в отношении которых предоставлены государственные (муниципальные) гарантии по видам гарантий и их сумме (п. п. 353, 354 Инструкции N 157н).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/5561-uchet-raschetov-gosudarstvennym-municipalnym-dolgovym-obyazatelstvam

Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here