Является декларация коммерческой тайной

Сегодня поможем разобраться в теме: "Является декларация коммерческой тайной". Предлагаем полное описание тематики, взятое из источников, заслуживающих доверия, с комментариями специалистов. Если все же остаются вопросы, то их можно задать дежурному консультанту.

Является ли налоговая декларация коммерческой тайной

Трудового кодекса Российской Федерации). О том, является ли штатное расписание локальным актом, читайте в нашей статье Является ли штатное расписание локальным нормативным актом?

Таким образом, ни размер зарплаты, ни содержимое штатного расписания к коммерческой тайне не относятся, что подтверждается и судебной практикой (например, решение Суоярвского райсуда Республики Карелия от 12.07.2010 по делу № 2-340/2010).

Итак, ни бухбаланс, ни содержание учредительных документов, ни сведения о зарплате сотрудников (как и штатное расписание) не могут составлять коммерческую тайну организации. Декларацию по НДС юрлицо или ИП не обязаны представлять по запросу контрагенту, хотя последний может запросить соответствующие сведения в органах ФНС, т. к.

Является ли налоговая декларация коммерческой тайной

Данное понятие и все связанные с ним нюансы регулируются Законом «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ (далее — ФЗ № 98). Согласно ему, коммерческой тайной считаются любые данные, касающиеся производственных, технических, экономических, организационных и иных процессов, происходящих в субъекте хозяйствования, имеющие реальную или теоретическую коммерческую значимость ввиду неизвестности их иным лицам.
В обязательном порядке они должны удовлетворять следующим признакам:

  • отсутствие к ним свободного и беспрепятственного доступа;
  • в отношении их обладателем (налогоплательщиком) введен режим коммерческой тайны.

То есть администрацией организации в приказном порядке определен перечень данных, составляющих коммерческую тайну, установлен алгоритм их использования, следование которому строго контролируется (ст. 10, п. 1 ФЗ № 98).

При поступлении к налоговикам декларации по НДС данные из нее проходят перекрестную сверку по всем покупателям/продавцам. В результате запись из Книги продаж продавца обязательно должна найтись в Книге покупок его покупателя.

Если в ходе данной проверки будет выявлено, что существуют разногласия по сумме НДС или реквизитам счета-фактуры, от налогоплательщика потребуют внесение уточнений.

А если контрагент отвечает признакам однодневки, вычет может быть аннулирован.

Как узнать у контрагента

Нередко в ходе проверки у потенциального партнера просят предоставить официальное подтверждение из Налоговой инспекции о том, что его организация является плательщиком НДС.

Являются ли зарплата и штатное расписание коммерческой тайной?

Пятая статья ФЗ № 98 указывает на то, что численность и состав штата, а также СОТ, не являются коммерческой тайной. Это подтверждено и юридической практикой.

Данные, не являющиеся налоговой тайной

ФНС может удовлетворить запрос контрагента организации на предоставление следующих сведений о ней, не считающих коммерческой или налоговой тайной согласно ст.
102 НК:

  • ИНН;
  • общедоступной информации (данных из выписки ЕГРЮЛ);
  • об уплаченных сборах, налогах и взносах за прошлый отчетный период;

Суммы, погашенные налоговыми агентами в рамках их обязанностей, составляют исключение.

Является ли налоговая декларация конфиденциальной информацией

Единые требования к формированию налоговых деклараций, утвержденные приказом от 31 декабря 2002 года, утрачивают силу.

В соответствии с новым документом налоговая декларация должна состоять из следующих составных частей:

— раздела 1 декларации, содержащего информацию о суммах налога, подлежащих к уплате в бюджет по данным налогоплательщика;

— раздела (разделы) декларации, содержащего (содержащие) основные показатели декларации, участвующие в контрольных соотношениях и используемые для исчисления налога, а также необходимые для формирования статистической отчетности налоговых органов;

— разделов (приложений) декларации, содержащих дополнительные данные об отдельных показателях, используемых при исчислении налога (при необходимости).

Таким образом, в налоговой декларации должно быть три обязательных раздела и один дополнительный.

  • ИНН.
  • Сведения о налогоплательщике, ставшие общедоступными, включая те, которые стали такими с его согласия. В наиболее полном виде общедоступная информация содержится в выписке из ЕГРЮЛ.

Как узнать о наличии задолженности физлица по налогу на транспорт, как узнать сумму налога по ИНН см.

Под данными, составляющими налоговую тайну, понимаются и сведения, полученные в рамках проведения налоговых проверок, данные, полученные от органов, выдающих лицензии, учреждений соцзащиты, медицинских и образовательных учреждений, нотариальных контор и банков.

В частности, к тайным относятся сведения, содержащиеся в специальных декларациях, поданных гражданами в рамках закона «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках…» от 08.06.2015 № 140-ФЗ.

Являются ли налоговые декларации коммерческой тайной

ПроБухучет

В Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ) были внесены поправки.

  • сведения об условиях заключенных контрактов;
  • определенные технологические производственные процессы;
  • разработанные стандарты по существующим бизнес-процессам в компании;
  • перспективные планы развития компании;
  • сведения о подготовке и результатах переговоров с деловыми партнерами компании;
  • сведения о бизнес-идеях и результаты их исследований;
  • сведения о внешнем и внутреннем финансировании;
  • сведения о мероприятиях налогового планирования и о налоговых рисках.

В каждой компании существует свой перечень сведений, составляющих КТ, который утвержден руководителем, исходя из специфики финансово-хозяйственной деятельности компании.

Перечень сведений, не относящихся к КТ

Однако в ст.5 Закона №98-ФЗ приведен перечень сведений, в отношении которых не может быть установлен режим КТ.

Запросы, по форме и содержанию не отвечающие вышеуказанным требованиям исполнению не подлежат.

РЕШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

Кому же могут быть интересны сведения, составляющие налоговую тайну?

В первую очередь, это государственные органы, в связи с проведением ими каких-либо проверок (см. выше), и конечно это контрагенты, которые зачастую при совершении сделок, запрашивают у партнеров различного рода информацию, в том числе и ту, которая составляет налоговую тайну.

Это может быть:

Как узнать является ли организация плательщиком НДС или нет: инструкция по поиску

Как известно, при расчете НДС к уплате в бюджет компания вправе уменьшить его на входящий НДС, полученный в счетах от ее контрагентов.

Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ пункт 1 статьи 102 НК РФ дополнен подпунктом 8, вступающим в силу с 1 января 2015 г.:

  • предоставляемые органам местного самоуправления в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам.

Можно предположить, что все остальные сведения, имеющие отношение к налогоплательщику, а также его хозяйственной деятельности, могут являться налоговой тайной.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, а также их должностными лицами, и за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п.2 ст.

Более подробно об этом документе можно прочитать в другой нашей статье: «Положение о коммерческой тайне — образец-2017-2018 года»).

Читайте так же:  Залог военного билета

Если же контрагент просит организацию представить этот документ в целях проверки благонадежности будущего партнера, то можно передать для анализа титульный лист и раздел 1 декларации по НДС с отметками ФНС, что уже будет служить подтверждением исполнения организацией своих обязанностей в части уплаты налога.

В случае если декларация подается в электронном виде, контрагенту можно представить выгруженные из личного кабинета в используемой системе передачи отчетности (например, через сайт ФНС) извещения от налогового органа о вводе данных в общую базу данных ФНС или о получении названным госорганом декларации.

Контрагент, в свою очередь, может запросить сведения об уплате НДС этим юрлицом или ИП и в самой налоговой инспекции, т. к.

Источник: http://tulakontakt.ru/yavlyaetsya-li-nalogovaya-deklaratsiya-kommercheskoj-tajnoj

Коммерческая тайна: защищаемся от изъятия

В каждой организации есть информация, которая обладает коммерческой ценностью, и разглашение которой является нежелательным. В различных ситуациях в состав такой информации могут включаться сведения о деятельности фирмы, ее контрагентах (наименование, ИНН, адрес), условия заключаемых ею сделок, различные внутренние проекты, расчеты и т.д.

При этом, желая ограничить доступ к подобным сведениям, компании обычно не выходят за рамки устных указаний своим сотрудникам, установления паролей на отдельных офисных компьютерах, а в крайнем случае – приобретения сейфа для хранения документов. Однако всех этих мер оказывается недостаточно, когда речь заходит о контрольных мероприятиях, проводимых различными государственными органами в отношении организации: при наличии соответствующих оснований компьютеры ими могут быть изъяты, сейфы вскрыты, а пароли – расшифрованы. В результате организация оказывается незащищенной перед лицом проверок со стороны различных контролирующих структур (налоговые органы, органы МВД и прокуратуры и т.п.)

О том, существуют ли правовые механизмы для защиты коммерческой информации от изъятия контролирующими органами, и пойдет речь в нашей сегодняшней рассылке.

Для особой информации – особый режим…

Возможность легальными способами защитить коммерческую информацию от разглашения появилась в российском законодательстве уже давно. Так, в соответствии с логикой главы 75 ГК РФ каждая организация вправе ограничить доступ к информации, связанной с ее предпринимательской деятельностью, а также установить в отношении нее режим коммерческой тайны, и тогда у этой организации возникнет исключительное право на использование соответствующих сведений, то есть, исключительное право на секрет производства (ноу-хау).

Но какая конкретно информация может быть защищена с помощью режима коммерческой тайны?! Ответ на этот вопрос содержится в Федеральном законе от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – Закон о коммерческой тайне), согласно которому режим коммерческой тайны может быть распространен на любые сведения, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу их неизвестности третьим лицам. К их числу может быть отнесена информация любого характера, в том числе результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, сведения о способах осуществления профессиональной деятельности – например, содержание сделок с контрагентами, результаты исследований рынка, отчеты сотрудников, содержание деловой переписки и т.д. Исключения составляют сведения, содержащиеся в учредительных документах, численность и состав работников, задолженность по выплате заработной платы и некоторые другие сведения.

Главная задача, которая достигается после установления организацией режима коммерческой тайны, заключается в том, что с этого момента конфиденциальность подпадающих под действие этого режима сведений охраняется законом, также как и интересы организации, связанные с неразглашением этих сведений (в т.ч. из-за необоснованного изъятия со стороны контролирующих органов, доведения до сведения контрагентов и т.п.). Ведь согласно п. 1 ст. 14 Закона о коммерческой тайне лица, необоснованно получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, могут понести за это дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную, административную или уголовную ответственность.

Давайте разберемся: могут ли государственные органы на законных основаниях получить при проведении контрольных мероприятий доступ к информации, составляющей коммерческую тайну.

От чего защитит коммерческая тайна?

Общее правило, регламентирующее порядок предоставления государственным органам информации, составляющей коммерческую тайну, закреплено в ст. 6 Закона о коммерческой тайне. С одной стороны, в ней говорится, что по мотивированному требованию государственного органа о предоставлении информации, составляющей коммерческую тайну, обладатель этой информации предоставляет ее на безвозмездной основе. Вместе с тем, законом также предусмотрена возможность обладателя конфиденциальной информации отказаться от ее представления. В случае такого отказа соответствующий государственный орган вправе затребовать необходимую ему информацию только в судебном порядке.

Иными словами, если организация сочтет, что истребование у нее «засекреченной» информации может навредить ее интересам (например, из-за повышения риска ее утечки), она может отказаться от ее предоставления административному органу. И тогда насильственное изъятие соответствующей информации без санкции суда будет являться незаконным и станет основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

Например, информацию, составляющую коммерческую тайну, не вправе изымать правоохранительные органы – для ее получения им необходимо будет обратиться за санкцией суда, который и должен будет принять решение об обоснованности такого изъятия. При этом даже если силовики осуществят насильственное изъятие той или иной информации у налогоплательщика в нарушение закона, впоследствии они все равно не смогут использовать ее в качестве доказательств, поскольку такие доказательства будут считаться полученными с нарушением закона.

Однако из общего правила есть одно обидное исключение, которое касается изъятия у налогоплательщика информации налоговыми органами. Дело в том, что действующее российское законодательство не препятствует налоговикам осуществлять выемку документов и предметов в порядке ст. 94 НК РФ, даже если на них зафиксирована информация, составляющая коммерческую тайну, и для этого им не надо получать специальную санкцию суда. Предпосылки для возникновения у налоговых органов особого статуса при работе с «засекреченной» информацией состоят в следующем.

Так, в налоговом законодательстве предусмотрен специальный институт, направленный на защиту конфиденциальности информации о налогоплательщиках – институт налоговой тайны. Согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике (за некоторыми исключениями). Все эти сведения имеют специальный режим хранения и доступа и не подлежат разглашению, в противном случае виновных лиц можно привлечь к ответственности. Это в полной мере обеспечивает соблюдение интересов проверяемого лица по сохранению конфиденциальности полученной налоговыми органами информации.

Вместе с тем, выемка документов и предметов налоговыми органами производится только на основании мотивированного постановления, причем исключительно в случае непредставления затребованных документов либо при наличии реальной угрозы уничтожения, сокрытия, изменения или замены этих документов. Доказать необходимость произведения выемки при отсутствии указанных выше обстоятельств достаточно трудно, поэтому налоговым органам проще привлечь для проведения выемки предметов милиционеров, для которых подобных ограничений нет. Тем более, что при проведении выездных налоговых проверок в состав проверяющих часто включаются представители МВД России, которые активно участвуют в ней, а при необходимости «содействуют» в изъятии предметов. Единственным препятствием для них может стать введение режима коммерческой тайны.

Читайте так же:  Военная ипотека использование накоплений

Однако для этого необходимо потрудиться. Посмотрим, в чем состоит порядок внедрения режима коммерческой тайны в организации.

Нюансы внедрения режима коммерческой тайны

На деле внедрение коммерческой тайны является весьма трудоемким процессом и требует профессионального подхода, поскольку данная процедура подвержена тщательной законодательной регламентации, и при несоблюдении каких-либо формальностей режим коммерческой тайны не будет считаться установленным, а соответствующая информация не получит защиты. Чтобы «режим секретности» начал действовать, необходимо выполнение нескольких обязательных условий, связанных с обращением конфиденциальной информации. Их лучше всего закрепить в специально разработанном Положении, которое утверждается приказом генерального директора. Что же это за условия?!

Прежде всего, необходимо определить перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, исходя из существующих потребностей. Например, судя по опыту работы Консалтинговой группы «Экон-Профи», целесообразно отнести к числу информации, составляющей коммерческую тайну, любые сведения об условиях сделок между организацией и ее контрагентами, содержащиеся в договорах, актах и иных сопутствующих документах, внутренние отчеты о проделанной работе, бухгалтерские справки и т.п.

Обратите внимание: при определении перечня информации, составляющей коммерческую тайну, не всегда обязательно ссылаться на видовые признаки соответствующих сведений – обычно можно ограничиться их общими характеристиками: например, содержание электронной переписки сотрудников организации с представителями бизнес-партнеров.

Во-вторых, к информации, составляющей коммерческую тайну, необходимо ограничить доступ. Выполнение данного условия достигается за счет введения специальных правил хранения материальных носителей информации, составляющей коммерческую тайну (например, документы – в сейфе, жесткие диски ЭВМ – в общедоступных местах, но при условии установления пароля), а также за счет наделения работников организации полномочиями по работе с такой информацией. При этом вопрос о полномочиях работников можно решить двумя путями: либо наделять каждого конкретного сотрудника определенными правами и обязанностями по работе с конфиденциальной информацией, либо в общем виде оговорить ограничения, вводимые для отдельных категорий сотрудников в связи с введением в организации режима коммерческой тайны. Не следует также забывать, что в трудовые договоры с ответственными сотрудниками следует внести дополнения об обязанности по соблюдению действующего в организации режима коммерческой тайны (в этом случае проще будет добиться выполнения установленных правил, а при необходимости – привлечь работника к дисциплинарной или материальной ответственности).

В-третьих, владелец конфиденциальной информации обязан вести учет лиц, которым она предоставляется или передается. В нашей практике ведение подобного учета обычно достигается путем утверждения соответствующих ведомостей (табелей), обязанности по ведению которых возлагаются на конкретных сотрудников организации.

Четвертым обязательным условием сохранности коммерческой информации является установление ограничений на использование такой информации работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров. Иными словами, работники и контрагенты, в случае получения доступа к такой информации должны быть уведомлены о статусе данных сведений, о порядке и условиях их использования.

Наконец, в-пятых, владелец информации должен обеспечить нанесение на материальные носители (документы, компьютеры и т.д.), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием на полное наименование организации и место ее нахождения (для нанесения грифов лучше заказать ненаборный штамп в специализированной организации). Несмотря на кажущуюся формальность данного требования, его соблюдение также обязательно, поскольку сам факт отсутствия грифа на материальных носителях является достаточным основанием для признания режима коммерческой тайны неустановленным. В то же время предназначение грифа вполне ясно: он сигнализирует посторонним лицам об особом статусе информации, зафиксированной на конкретном материальном носителе.

Только при реализации всех вышеперечисленных мер режим коммерческой тайны будет считаться установленным, и у организации появится возможность защищать информацию от разглашения. Еще раз отметим: соблюсти все тонкости в данном случае непросто, поэтому если у налогоплательщика существует реальная потребность в защите конфиденциальности информации, доверить проведение соответствующих процедур обязательно нужно специалистам соответствующего профиля.

Источник: http://www.klerk.ru/law/articles/186145/

Каков перечень составляющих коммерческую тайну сведений?

Перечень составляющих коммерческую тайну сведений необходим организациям, которые хотят защитить свою внутреннюю информацию. О том, что может входить в этот перечень, читайте в нашей статье.

Понятие коммерческой тайны

Понятие коммерческой тайны (КТ) регулируется в нашей стране законом «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ. КТ — это особый режим, который сохраняет конфиденциальность информации, обладатель, которой может получить какую-либо коммерческую выгоду, например, получить дополнительные прибыли или сократить расходы, занять долю рынка и т. д. Данные, которые попадают под КТ, могут быть любого вида и должны иметь коммерческую ценность в связи с их засекреченностью от третьих лиц.

Кто же вправе определять, какая информация может попадать под режим КТ, и есть ли ограничения на это? Согласно п. 1 ст. 4 закона № 98-ФЗ обладатель информации имеет право отнести эту информацию к попадающей под режим КТ. Обладателем информации является тот, кто владеет ей на законных основаниях. Обладатель может дать доступ к секретной информации на условиях неразглашения, может передать третьему лицу по договору, может предоставить госорганам. Однако существует установленный законодательно перечень данных, распространение которых не может ограничиваться КТ.

Что относится к сведениям, которые не могут составлять коммерческую тайну предприятия

Такие сведения оговорены в ст. 5 закона № 98-ФЗ и включают в себя информацию:

  • указанную в учредительных документах и документах о регистрации юрлица или ИП в госорганах;
  • указанную в разрешениях на коммерческую деятельность;
  • об использовании бюджетных средств и об имуществе госучреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий;
  • влияющую на безопасность отдельных граждан или всего населения (о влиянии на окружающую среду, о соблюдении противопожарной, санитарной техники безопасности, безвредность пищевых продуктов и т. д.);
  • относящуюся к кадровой (количество работников, их состав, система оплаты труда, условия и охрана труда, травматизм и проф. заболевания, имеющиеся вакансии, задолженность по зарплате и соцвыплатам);
  • о противозаконных действиях и понесенных за это наказаниях;
  • об условиях приватизации госсобственности;
  • для некоммерческих организаций: о доходах, расходах, имуществе, о количестве сотрудников и их зарплате, об использовании бесплатного труда;
  • о списке лиц, которые выступают от имени организации без доверенности;
  • прочая информация, необходимость раскрытия которой указана в других законах.

Какой перечень информации, составляющей коммерческую тайну на территории РФ, может являться образцом?

Если организация устанавливает режим КТ в отношении какой-либо информации, то необходимо создать внутренние положения по соблюдению этого режима с указанием мер ответственности за их нарушения, а также зафиксировать перечень составляющих коммерческую тайну сведений. Сотрудники, работающие с закрытой информацией, должны быть ознакомлены с правилами конфиденциальности и с перечнем составляющих коммерческую тайну сведений. В этот перечень может входить любая информация, которая имеет коммерческую ценность в данный момент или в будущем в связи с тем, что она не известна третьим лицам и у них нет свободного доступа на законном основании к этим данным.

Читайте так же:  Образец служебной записки на дебиторскую задолженность

Примерный перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, может выглядеть таким образом:

  • Список клиентов и поставщиков.
  • Информация об условиях заключенных договоров и о потенциальных сделках.
  • Информация о ходе переговоров с контрагентами.
  • Методика ценообразования.
  • Финансовая информация о структуре себестоимости.
  • Составляющие коммерческую тайну предприятия сведения о размерах, видах и условиях кредитов.
  • Информация из управленческой отчетности.
  • Стратегические и операционные планы, бюджеты, инвестиционные проекты, маркетинговые исследования, рекламные кампании.
  • Информация о незапатентованных изобретениях.
  • Информация о планируемых разработках или модернизациях.
  • Информация о технологических характеристиках выпускаемой продукции.
  • Информация о видах и состоянии используемого программного обеспечения.
  • Информация, позволяющая получить доступ к программному обеспечению и компьютерной технике.
  • Сведения о системах внутренней безопасности и охраны.
  • Сведения о порядке и датах внутренних проверок.
  • Сведения о результатах совещаний.
  • Сведения о заработной плате сотрудников.
  • Информация о методах управления и внутренней организации предприятия.
  • Деловая переписка.

О том, как утвердить режим КТ, читайте в статье «Положение о коммерческой тайне — образец 2017 года».

Итоги

Доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, может даваться работнику только с его согласия, если это заранее не было оговорено в трудовом договоре или инструкциях к нему. Ознакомление сотрудников с режимом КТ и с перечнем закрытой информации проводится под расписку. В перечень составляющих коммерческую тайну сведений необходимо включить все виды информации, попадание которых в руки третьих лиц может нанести вред организации, но необходимо также учитывать, что закон ограничивает этот список.

О прочих кадровых документах читайте в наших статьях:

Источник: http://nalog-nalog.ru/spravochnaya_informaciya/kakov_perechen_sostavlyayuwih_kommercheskuyu_tajnu_svedenij/

Правовой режим коммерческой тайны и налоговая проверка

Бытует мнение о том, что для налоговой инспекции нет каких-либо недоступных документов. Налоговый орган может даже «ознакомиться» со сведениями, составляющими банковскую тайну. Так ли это на самом деле, мы попытаемся разобраться в этой статье.

Коммерческая тайна постепенно оформляется в виде гражданско-правового института. Согласно статье 3 Закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Под режимом коммерческой тайны понимаются правовые, организационные, технические и иные меры по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, принимаемые ее обладателем.

Статья 5 закона № 98-ФЗ содержит значительный перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Ранее перечень этих сведений был закреплен постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 (в ред. постановления Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 731) «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну». Эти два перечня принципиально отличаются друг от друга по своему содержанию. Законом № 98-ФЗ, в отличие от постановления № 35, прямо не запрещается включать в состав сведений, не составляющих коммерческую тайну, бухгалтерскую и налоговую отчетность, то есть «сведения, необходимые для проверки исчисления и уплаты налогов», а также «документы об уплате налогов и обязательных платежах», сведения о заключенных договорах.

Несмотря на то что после принятия закона № 98-ФЗ постановление № 35 официально не отменялось, последнее, руководствуясь принципом верховенства закона, следует признать фактически недействующим. Подобная позиция ранее уже высказывалась аудиторами. Таким образом, вся хозяйственная деятельность предприятия может быть ограничена режимом коммерческой тайны.

Нет ноу-хау, нет и тайны.

Однако это утверждение не означает, что документация предприятия является абсолютно неприкосновенной в случае налоговой проверки. Так, пункт 11 статьи 5 закона № 98-ФЗ указывает, что лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, не может быть установлен режим коммерческой тайны в отношении сведений, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами. Обратим внимание, что данное ограничение распространяется только на субъектов предпринимательской деятельности, хотя закон не связывает режим коммерческой тайны только с предпринимательством. По нашему мнению, такая тайна может быть и у некоммерческих структур, которые вправе, наряду с основной, вести предпринимательскую деятельность для достижения уставных целей и задач. Поэтому они также могут быть субъектами коммерческой тайны.

Пункт 11 статьи 5 закона № 98-ФЗ направлен на раскрытие информации для неограниченного круга лиц, независимо от наличия у них властных полномочий.

Право государственных и муниципальных органов власти и управления на получение информации, составляющей коммерческую тайну, прямо закреплено в статье 6 закона № 98-ФЗ. В отношении запросов правоохранительных органов — этот случай особо оговорен в пункте 3 статьи 6 закона № 98-ФЗ — правовые нормы носят бланкетный характер, поскольку отсылают к соответствующему законодательству, в котором закрепляются права конкретного органа. Так, налоговые органы вправе получать информацию от налогоплательщика в силу прямого указания статьи 31 Налогового кодекса. Поэтому налоговые органы вправе требовать от предприятий представления налоговой и бухгалтерской документации безотносительно к тому, «охвачены» ли интересующие сведения режимом коммерческой тайны или нет. Иное положение вещей было бы нелогично и полностью бы блокировало возможность контроля государства за коммерческим сектором.

Также следует учитывать не только такое свойство коммерческой тайны, как неизвестность ее третьим лицам, но и обусловленность необходимости соблюдения режима секретности этих сведений возможностью получения прибыли в будущем и увеличения доходов (избежания неоправданных расходов) за счет ноу-хау. Представляется, что налоговая проверка при условии законного ее проведения сама по себе не может повлиять на возможность получения доходов при отсутствии этого ноу-хау. Кроме того, налоговые органы в целом и их сотрудники несут установленную законом ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия.

Альтернативный режим

Более строго закон защищает сведения, составляющие служебную тайну. Однако, нормы, регламентирующие оборот сведений, составляющих служебную тайну, разрознены и не объединены в режим, свойственный коммерческой тайне.

Тем не менее сведения, составляющие служебную тайну, в определенных случаях не могут быть истребованы в ходе рядовой проверки даже государственными органами, в том числе и налоговой инспекцией. Так, налоговые органы не вправе требовать представления соглашений об оказании юридической помощи и актов выполненных работ от адвокатов и адвокатских образований, поскольку профессиональную тайну составляет сам факт обращения к адвокату, включая имена доверителей — физических лиц или названия организаций, не говоря уже о содержании оказанной юридической помощи. Ссылки проверяющих на свои права, предусмотренные статьей 31 Налогового кодекса, будут являться неправомерными в силу запрета, предусмотренного пунктом 4 статьи 82 Кодекса. В некотором роде данные рассуждения могут быть применены и к представителям иных профессий, деятельность которых связана с охраной тайны частной жизни граждан — нотариусов, аудиторов и т. д. Однако известной судебной практики по таким делам нет.

Читайте так же:  Рефинансирование кредитов минимальные

В то же время существует хорошо отлаженная судебная практика по охране служебной тайны в банковской сфере. Например, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 июня 2007 г. № 09АП-6993/2007-АК были удовлетворены исковые требования банка о признании незаконным решения налогового органа о привлечении кредитной организации к налоговой ответственности в связи с отказом от представления запрашиваемой информации. Суд указал, что в соответствии с пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса банк обязан представлять инспекции ФНС только справки по счетам и операциям налогоплательщиков и не обязан предоставлять иные сведения.

Налоговый орган же, судя по содержанию его запроса, «нуждался» в информации не по исполнению договора банковского счета, а в иной — фискальной информации, охраняемой банковской тайной. Интересно, что при этом инспекция ссылалась на статью 87 Кодекса, в соответствии с которой она вправе истребовать документы у банка как третьего лица при проверке деятельности налогоплательщика.

Таким образом, эффективность режима коммерческой тайны при налоговой проверке может изменяться в зависимости от организационно-правовой формы компании и ее уставной деятельности.

Юрисконсульт Аудиторско-консалтинговой группы BKR-Интерком-Аудит Вячеслав Кискин:

— Необходимо отметить, что законодательство обязывает организации раскрывать информацию органам государственной власти по их запросу, в том числе относящуюся к коммерческой тайне (ст. 6 Закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).

Истребование информации и документов о деятельности налогоплательщика может происходить как в рамках налоговой проверки, так и при рассмотрении материалов налоговой проверки в случае назначения руководителем (заместителем руководителя) инспекции ФНС дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 93.1 НК).

Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговый орган при наличии обоснованной необходимости может истребовать вне рамок проведения проверок информацию о конкретных сделках у участников сделки или у иных лиц, располагающих информацией о сделке (п. 2 ст. 93.1 НК).

Между тем рекомендуется обращать внимание на правильность составления запросов о предоставлении документов и информации, которые должны содержать четкий перечень запрашиваемых документов. Как показывает арбитражная практика, если в запросе не указано точное количество запрашиваемых документов, то привлечь налогоплательщика к ответственности по статье 126 Налогового кодекса невозможно. Более того, если организация уверена, что часть документов представлять не обязана, то она может не выполнять требование инспекторов (ст. 21 НК).

В отдельных случаях на незаконность привлечения к ответственности по статье 129.1 Кодекса лиц за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) сведений указывает арбитражная практика (см. постановление ФАС Московского округа от 21 июля 2004 г. № КА-А40/6066-04).

Источник: http://www.klerk.ru/law/articles/112375/

Является ли спецификация коммерческой тайной?

Налоговая при проверке организации потребовала спецификацию на производимую продукцию, из чего складывается себестоимость выпускаемой продукции. Но, спецификация, это годами разработанная и доработанная рецептура, которая может являться коммерческой тайной. Если спецификация попадет к хоть немного разбирающемуся технологу, ему не составит труда создать такой же продукт конкурентный. Является ли спецификация коммерческой тайной и можем ли мы не предоставлять налоговому инспектору рецептуру?

В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О коммерческой тайне»,

» Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений настоящего Федерального закона.»

В соответствии со ст.5 вышеуказанного закона, режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и социальным выплатам;

(в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 86-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Как видно, из данной нормы закона, спецификация к таким сведениям не относится.

Таким образом, если Вы в локальных нормативных актах своей организации пропишите, что спецификация на производимую продукцию (рецептура) является коммерческой тайной, то на предоставление этой информации будет распространяться ст.6 Закона «О коммерческой тайне», где сказано: «1. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.

2. В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.»

Это значит, что информацию, составляющую коммерческую тайну. Вы обязаны будете предоставить только по решению суда.

Источник: http://www.9111.ru/questions/14774730/

Читайте так же:  Рефинансирование кредита 8 процентов

Коммерческая тайна

Коммерческая тайна – это режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Отнесение информации к категории коммерческой тайны может диктоваться, прежде всего, необходимостью в защите экономических интересов предприятия в условиях рыночной конкуренции, особенно, если она будет носить недобросовестный характер.

Категории коммерческой тайны

На практике выделяют такие категории секретной информации, которые считаются коммерческой тайной:

Данные наивысшей степени секретности. К таким данным относится основная информация, которая содержит сведения о коммерческой деятельности компании. Разглашение такого рода информации является угрозой высокой степени для предприятия, что может привести к значительным убыткам компании.

Строго конфиденциальные сведения. К такой информации относятся данные о планах предприятия, носящие стратегический характер, включая перспективы развития компании т. д. Распространение такой информации имеет значительные последствия.

Конфиденциальная информация. К такой информации относятся данные, после распространения которых предприятие может понести убытки, которые сопоставимы с произведенными текущими расходами компании.

Сведения ограниченного доступа. К такой информации относятся данные о действующей структуре управления производственным процессом, содержание должностных инструкций сотрудников компании и т. д. Распространение такой информации может привести к незначительным негативным последствиям, что фактически никак не повлияет на коммерческую деятельность компании.

Открытая информация. К такой информации относятся сведения, разглашение которых не является опасным действием для коммерческой деятельности компании.

Режим коммерческой тайны

Режим коммерческой тайны – это правовые, организационные, технические и иные меры, принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, по охране ее конфиденциальности.

Регламент работы по определению сведений, составляющих коммерческую тайну

В организационном плане работу по определению сведений, которые составляют коммерческую тайну, можно разделить на следующие три этапа.

На первом этапе будет необходимо издать приказ, устанавливающий порядок определения сведений, которые составляют коммерческую тайну.

В этом приказе следует указать следующую информацию:

состав постоянно действующей комиссии по коммерческой тайне;

категории персонала, которому предоставляется право предварительной классификации информации как коммерческая тайна (такими работниками могут быть: инженерно-технический специалист, научный сотрудник, менеджеры, маркетологи, экономисты, юристы и т.п.);

порядок документирования работы по определению сведений, составляющих коммерческую тайну;

сроки подготовки перечня сведений, которые составляют коммерческую тайну и его представление для утверждения руководством.

На втором этапе постоянно действующей комиссии должна проанализировать возможный ущерб от утечки выделенных на первом этапе сведений.

Третий этап сводится к формированию перечня сведений, которые составляют коммерческую тайну предприятия, и вводу перечня в действие.

Введение режима сохранения коммерческой тайны

Для введения режима сохранения секретных данных необходимо:

разработать правила доступа и работы со сведениями;

определить ответственных за обеспечение безопасности данных;

разработать порядок учета сотрудников, имеющих разрешение применять секретные сведения;

выполнить маркировку носителей ценной информации с предостережением от несанкционированного доступа.

Меры предприятия по защите коммерческой тайны

При введении режима сохранения секретных данных предполагается применение следующих мер безопасности:

Составление перечня мер, которые должны применяться для сокрытия секретной информации.

Составление, утверждение и введение в действие документа «Положение о коммерческой тайне».

Обозначение круга сотрудников компании, которые будут иметь открытый доступ к секретной информации.

Внесение в трудовые договоры работников предприятия пункта об ответственности за разглашение коммерческой тайны.

Выбор конкретных сотрудников, которые будут нести личную ответственность за сохранность ценной информации.

Подписание с работниками предприятия договора о неразглашении информации.

Нанесение на документы соответствующего грифа (пометки). Например, «Секретно» или «Коммерческая тайна».

Положение о коммерческой тайне

Положение о коммерческой тайне является внутренним документов юридического лица и может составляться в свободной форме.

Приведем примерное содержание положения:

общие положения (определение и цель составления документа);

права организации — владельца ноу-хау;

права и обязанности руководителя организации (в том числе его ответственность);

порядок отнесения сведений к коммерческой тайне (кто и как может пользоваться и контролировать использование ноу-хау);

коммерческая тайна (что может быть коммерческой тайной, а что — нет);

режим коммерческой тайны (утверждение перечня данных, не подлежащих огласке, а также определение целей, на достижение которых режим не может быть направлен);

охрана конфиденциальности информации в рамках трудовых отношений (обязанности руководителя по ознакомлению работников с режимом коммерческой тайны, обязанности работников и ответственность за разглашение тайны);

порядок предоставления коммерческой тайны (кому и на каких основаниях);

ответственность за разглашение коммерческой тайны с указанием порядка её вменения;

приложения к положению.

Примеры разглашения коммерческой тайны

Разглашение информации, которая составляет коммерческую тайну, – это действие или бездействие, результатом которого информация, составляющая коммерческую тайну, принимающая любые возможные формы (устная, письменная, иная форма, в том числе с использованием технических средств) будет известна третьим лицам в отсутствие согласия обладателя на такую информацию либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Для того чтобы определить меру наказания для сотрудника компании за допущенное нарушение, следует определить каким образом произошло разглашение (утечка) секретной информации.

Отметим, что нарушитель может допустить разглашение секретной информации умышленно или неумышленно.

Рассмотрим основные виды разглашения засекреченной информации:

Предоставление свободного доступа к секретной информации.

Продажа секретных сведений прямым конкурентам компании.

Хищение секретных сведений для извлечения личной выгоды.

Взлом компьютерных баз данных.

Сбор конфиденциальных данных с использованием незаконных методов (например, несанкционированное проникновение в хранилище, где хранится секретная информация).

Ответственность за разглашение коммерческой тайны

За разглашение (умышленное или неосторожное), а также за незаконное использование информации, которая составляет коммерческую тайну, предусматривается ответственность:

Дисциплинарная ответственность. При наступлении такой ответственности применяются следующие меры наказания: выговор, увольнение или простое замечание;

Материальная ответственность. При наступлении такой ответственности сотрудник компании должен будет возместить убытки, которые были нанесены предприятию;

Административная ответственность. При наступлении такой ответственности предполагается наложение штрафа. Для сотрудников компании – 500-1000 рублей, для руководителей фирмы – 4000-5000 рублей;

Уголовная ответственность. Такая ответственность применяется в особо тяжелых ситуациях. При этом применяются следующие меры наказания: штраф – от 80 000 до 200 000 руб., принудительные работы, ограничение свободы до 7 лет.

Если разглашение информации было неумышленное, то в этом случае нарушитель привлекается к дисциплинарной, материальной или административной ответственности.

Если секретная информация была раскрыта умышленно и умысел был доказан, то в этом случае виновник привлекается к уголовной ответственности.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.audit-it.ru/terms/agreements/kommercheskaya_tayna.html

Является декларация коммерческой тайной
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here